В Абхазию на Крещенье (часть 2)
Во второй день пребывания в Абхазии едем на границу Очамчирского и Гальского районов в село Царча. Там где-то находится Царчейская крепость.
Описание этой крепости встречается в исследованиях археолога Ю.Н.Воронова:
"… на правом берегу реки Царче высится мощное средневековое укрепление. Издалека видна массивная южная башня, сложенная из крупного речного камня и тесаных блоков песчаника. За башней находится небольшой крепостной двор, окруженный толстыми стенами, часть которых рухнула. Среди обломков сохранилась верхняя арочная часть крепостных ворот. Южнее крепости по гребню сохранились руины позднесредневекового храма..."
В реальности найти крепость оказалось сложно.
Проехав по убитой дороге из первой части села до второй, опрашивая местных жителей, крепость найти так и не удалось.
Впоследствии оказалось, что здесь 4 крепости, но все они находятся в стороне от дороги и надо знать как туда добраться.
А мы попадаем к храму Успения Пресвятой богородицы в центре села, где на лужайке местные жители, там были только мужчины, отмечают праздник.
Один из них, бизнесмен из местных, который где-то зарабатывает, а средства вкладывает в восстановление храма, второй — основной распорядитель работ. К, сожалению, имена их не узнали.
Храм сооружен был здесь в конце 19 века, но, как и все религиозные объекты при советской власти, пришел в упадок. В последние годы жители села восстанавливают храм своими силами.
Честно говоря, мы были несколько удивлены с какой гордостью собравшиеся мужчины, а их там было человек 15, наперебой, рассказывают что здесь было, что они сделали и что собираются делать дальше.
Возможно на красноречие, конечно, повлияло и употребленное до нашего приезда вино, но тем не менее приятно было видеть людей, увлеченных общей идеей и делом.
С большим удовольствием пообщались с жителями.
Они-то нам и сказали, что крепостей и подобных оборонительных сооружений в этих местах много. Но, сейчас, зимой по бездорожью добраться туда не просто.
Решили оставить нашу затею до лучших времен.
На выходе с территории храма нас встречает вот такой козёл с непонятными намерениями. То ли ему просто интересно, то ли опасается за своих дам, пасущихся рядом и в любой момент может броситься бить морду любому, кто на них косо посмотрит.
Я так в сторону его коз вообще не смотрел. На всякий случай.
Интересный объект на дороге.
Бывшие парадные ворота с аркой.
Если присмотреть, угадывается кусок надписи "… совхоз..."
Полностью прочитать невозможно.
За воротами помпезное в прошлом здание. Размеры и количество комнат говорят о том, что вряд ли это была контора какого-то колхоза-совхоза. Скорее всего, это бывшая дореволюционная усадьба в советское время использовавшаяся как санаторий или дом отдыха.
Дело к обеду и надо думать где можно поесть. Если в летнее время кафе-ресторанов в Абхазии масса, то зимой все закрывается. Тем не менее, нашли очень приличную пацху в Очамчире.
Большим разнообразием абхазская кухня не балует, но есть все, чтобы не умереть с голода:
солянка, мамалыга, хинкали, хачапур…
При выезде на трассу еще один заинтересовавший нас объект — памятник непонятно кому.
Если предположить, что он какому-то грузинскому деятелю, значит голову ему снесли абхазы, если абхазскому, то грузины во время последней войны.
Занялись исследованием и предположениями.
На рукаве одежды орнамент, больше похожий на греческий или римский
а на задней части — складки одежды очень напоминающие римскую тогу. Вроде, такую одежду ни абхазы, ни грузины не носят.
Решили, что это кто-то из греко-римлян, а попал под раздачу случайно, оказавшись здесь в неправильное время.
Жить в Кындыге и не заехать на генуэзскую крепость тоже не правильно.
Вот что пишет о ней Воронов:
"… сложенные из булыжника стены крепости Сатамашо, получившей свое название от близлежащего абхазского села Тамыш. Отдельно стоящая центральная башня имеет по углам округлые массивные выступы-контрфорсы. В ней прослеживаются три этажа — первый забит бутом, два других имели деревянные межэтажные перекрытия. В башню попадали по приставной убиравшейся лестнице. В 1875 году по инициативе Музея Одесского общества истории и древностей в этой башне произвел раскопки поручик Шишков. Взорвав часть башни, он добыл таким способом несколько черепков глиняной посуды. Площадка вокруг башни окружена крепостной стеной, в которой видны бойницы, приспособленные для пользования огнестрельным оружием. В этом месте на картах XIV века упоминается генуэзская фактория Таманса. Судя по всему она размещалась именно в этом укреплении. "
Еще несколько лет назад крепость была заброшена, заросла бурьяном и плющом.
Они из местных жителей, Виталий (фамилию, к сожалению не знаю), взял всю эту территорию в аренду, привел в порядок крепость, построил рядом кафе, базу отдыха. Сейчас приятно приехать. Посещение крепости бесплатное.
Приезжая сюда, всегда навещаю Виталия, очень доброжелательный и гостеприимный человек, приятный в общении. Заехав в этот раз, оказалось, что Виталий в больнице с модной болезнью. Состояние непростое. Поправки и здоровья ему!!!
А наш день закончился, они зимой очень короткие.
Продолжение следует.
Описание этой крепости встречается в исследованиях археолога Ю.Н.Воронова:
"… на правом берегу реки Царче высится мощное средневековое укрепление. Издалека видна массивная южная башня, сложенная из крупного речного камня и тесаных блоков песчаника. За башней находится небольшой крепостной двор, окруженный толстыми стенами, часть которых рухнула. Среди обломков сохранилась верхняя арочная часть крепостных ворот. Южнее крепости по гребню сохранились руины позднесредневекового храма..."
В реальности найти крепость оказалось сложно.
Проехав по убитой дороге из первой части села до второй, опрашивая местных жителей, крепость найти так и не удалось.
Впоследствии оказалось, что здесь 4 крепости, но все они находятся в стороне от дороги и надо знать как туда добраться.
А мы попадаем к храму Успения Пресвятой богородицы в центре села, где на лужайке местные жители, там были только мужчины, отмечают праздник.
Один из них, бизнесмен из местных, который где-то зарабатывает, а средства вкладывает в восстановление храма, второй — основной распорядитель работ. К, сожалению, имена их не узнали.
Храм сооружен был здесь в конце 19 века, но, как и все религиозные объекты при советской власти, пришел в упадок. В последние годы жители села восстанавливают храм своими силами.
Честно говоря, мы были несколько удивлены с какой гордостью собравшиеся мужчины, а их там было человек 15, наперебой, рассказывают что здесь было, что они сделали и что собираются делать дальше.
Возможно на красноречие, конечно, повлияло и употребленное до нашего приезда вино, но тем не менее приятно было видеть людей, увлеченных общей идеей и делом.
С большим удовольствием пообщались с жителями.
Они-то нам и сказали, что крепостей и подобных оборонительных сооружений в этих местах много. Но, сейчас, зимой по бездорожью добраться туда не просто.
Решили оставить нашу затею до лучших времен.
На выходе с территории храма нас встречает вот такой козёл с непонятными намерениями. То ли ему просто интересно, то ли опасается за своих дам, пасущихся рядом и в любой момент может броситься бить морду любому, кто на них косо посмотрит.
Я так в сторону его коз вообще не смотрел. На всякий случай.
Интересный объект на дороге.
Бывшие парадные ворота с аркой.
Если присмотреть, угадывается кусок надписи "… совхоз..."
Полностью прочитать невозможно.
За воротами помпезное в прошлом здание. Размеры и количество комнат говорят о том, что вряд ли это была контора какого-то колхоза-совхоза. Скорее всего, это бывшая дореволюционная усадьба в советское время использовавшаяся как санаторий или дом отдыха.
Дело к обеду и надо думать где можно поесть. Если в летнее время кафе-ресторанов в Абхазии масса, то зимой все закрывается. Тем не менее, нашли очень приличную пацху в Очамчире.
Большим разнообразием абхазская кухня не балует, но есть все, чтобы не умереть с голода:
солянка, мамалыга, хинкали, хачапур…
При выезде на трассу еще один заинтересовавший нас объект — памятник непонятно кому.
Если предположить, что он какому-то грузинскому деятелю, значит голову ему снесли абхазы, если абхазскому, то грузины во время последней войны.
Занялись исследованием и предположениями.
На рукаве одежды орнамент, больше похожий на греческий или римский
а на задней части — складки одежды очень напоминающие римскую тогу. Вроде, такую одежду ни абхазы, ни грузины не носят.
Решили, что это кто-то из греко-римлян, а попал под раздачу случайно, оказавшись здесь в неправильное время.
Жить в Кындыге и не заехать на генуэзскую крепость тоже не правильно.
Вот что пишет о ней Воронов:
"… сложенные из булыжника стены крепости Сатамашо, получившей свое название от близлежащего абхазского села Тамыш. Отдельно стоящая центральная башня имеет по углам округлые массивные выступы-контрфорсы. В ней прослеживаются три этажа — первый забит бутом, два других имели деревянные межэтажные перекрытия. В башню попадали по приставной убиравшейся лестнице. В 1875 году по инициативе Музея Одесского общества истории и древностей в этой башне произвел раскопки поручик Шишков. Взорвав часть башни, он добыл таким способом несколько черепков глиняной посуды. Площадка вокруг башни окружена крепостной стеной, в которой видны бойницы, приспособленные для пользования огнестрельным оружием. В этом месте на картах XIV века упоминается генуэзская фактория Таманса. Судя по всему она размещалась именно в этом укреплении. "
Еще несколько лет назад крепость была заброшена, заросла бурьяном и плющом.
Они из местных жителей, Виталий (фамилию, к сожалению не знаю), взял всю эту территорию в аренду, привел в порядок крепость, построил рядом кафе, базу отдыха. Сейчас приятно приехать. Посещение крепости бесплатное.
Приезжая сюда, всегда навещаю Виталия, очень доброжелательный и гостеприимный человек, приятный в общении. Заехав в этот раз, оказалось, что Виталий в больнице с модной болезнью. Состояние непростое. Поправки и здоровья ему!!!
А наш день закончился, они зимой очень короткие.
Продолжение следует.
Комментарии (21)
RSS свернуть / развернутьНе читают они своего Президента, он запретил собираться даже на свадьбы…
HAX
so3537
Кто-то не взял солянку, а что взяли вместо? На столе вижу тарелку с чем-то неопознанным.
HAX
Вместо Аня взяла мамалыгу. Не буду кривить душой, но качество всего, что взяли — выше всяких похвал. Еще взяли 200 гр. чачи. Тоже очень ничего. С человека получилось по 530 — солянка, мамалыга, хачапур!!!, хинкали, чача, чай. Пацха очень даже приличная — и экзотика в виде плетеных стен, очага, шкур всяких на стенах, и, самое главное, просто вкусно приготовлено. В следующий раз буду в Очамчире заезжать только туда.
Если интересно — пацха на территории отеля Самшит 555. Это на центральной дороге в центре Очамчире.
so3537
И на Украине, и в Молдавии различные блюда мамалыжные вкушал. Но в Абхазии — самая ужасная!)
Ненависть к мамалыге!)
bescker
А кому-то очень нравится.
so3537
so3537
bescker
so3537
so3537
bescker
so3537
Walker
so3537
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.