«Горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины…» Глава 3, противолавинная

Приступая в к этой главе, задумчиво напевала «Нам не страшен серый волк.»

В принципе, оба предыдущих повествования были неким предисловием к ней, поскольку не рассказав о свойствах снега и причинах зарождения лавин , невозможно разложить по полочкам в своей голове методы борьбы с этой смертельно красивой стихией.

Чувствуйте себя как дома и вооружайтесь чаем с печеньками, пока я в очередной раз заведу продолжительную песнь на снежную тему, навеянную полными очарования блужданиями по «Горной карусели» в компании Сергея Александровича Колесникова и Максима Панкова.)



–Да-да. Возьми Лермонтова. Из него лавинщик никогда не получится. Его однажды
начальство отправило в командировку на Кавказ, повоевать и проинспектировать состояние
гор. Он провел инспекцию и беспечно докладывает: «Горные вершины спят во тьме
ночной», а доклад заканчивает словами: «Подожди немного, отдохнешь и ты». Конечно, с таким настроением лавинщику покоя ждать придется совсем немного. Лавины его быстро упокоят, – усмехнулся Гляциолог. (А.И. Королев «Лавины не лукавы»)

Противолавинные мероприятия: предисловие к самому главному.

Для начала необходимо отметить, что в нашей стране на данный момент комплексной системы предупреждения и обеспечения лавинной безопасности не существует, и каждый курорт решает эту задачу по-своему, чаще всего с помощью профилактических мер, ибо гораздо проще предупредить явление, чем ликвидировать многомиллионные последствия.

Теперь рискну привести отрывок из разговора, ясно раскрывающим разницу между желаемым и действительным, ибо без разъяснения… все радужно, и абсурдность сложившейся в стране ситуации малопонятна.

Внешние условия разговора, происходящего в одном из цирков «Горной карусели», во время работы, явно способствуют полному погружению в проблему.



Повествует Макс Панков, слушать которого в его родной среде обитания одно удовольствие:

— Любое строительство в горном районе на территории СССР, связанное с потенциальной лавиноопасностью, будь то БАМ, канатные дороги в Приэльбрусье или строительство любой железной дороги в горном районе, начиналось с того, что еще до момента проектирования приезжали лавинщики, оценивали обстановку, и точно указывали, что, где, каким образом и почему необходимо располагать. Но на сегодняшний момент мы как-будто спустились с Марса.
И если раньше строительство проходило следующие стадии: изыскания, проектировка, строительство, а сейчас проектируют и строят, не задавая никому вопросов, а потом, когда что-то происходит, приходят к выводу, что нужно звать лавинщиков.
Приходят лавинщики и говорят, что теперь нужно защищать объект. Не редки случаи, когда дешевле просто бросить и дать поглотить лавинам станцию канатной дороги или иное сооружение, и отстроить его по правилам в другом месте, нежели проводить противолавинные мероприятия.


— Что-то совсем все плохо…
— Ты, главное, не паникуй....© (Из реального разговора)

Ситуация эта обыденна не только для России, но и для любой другой страны, где здравым смыслом и чужими жертвуют ради сиюминутной экономической выгоды, так что можно не особенно расстраиваться, поскольку на сей раз мы не «впереди планеты всей».

«Наконец, есть еще один тип людей, которые сами прекрасно осведомлены об опасностях зимних гор и которые поэтому не могут оказаться в числе покойников, но они создают „потенциальных покойников“ толпами. Используя горнолыжный бум, они делают бизнес на строительстве домов в лавиноопасной зоне, которые потом продают вместе с участками земли, а также пансионатов и гостиниц, в которые вселяются ничего не подозревающие лыжники. Дело доходит до того, что запрещается публиковать карты с обозначением участков, подверженных воздействию лавин, так как это может вызвать падение цен на землю и стоящие на ней здания. Лавинщика, опубликовавшего такие сведения, могут через суд заставить уплатить штраф за „нанесенный ущерб. “ (К.С.Лосев „По следам лавин“).

В общем,
»лыжников, предпринимателей и официальных лиц необходимо хорошенько пугать не реже, чем раз в три года. Иначе они начнут думать, что лавины — это плод чьего-то воображения."( Монтгомери Отуотер «Охотники за лавинами»).


Средства борьбы. Стрельба в мирное время.

Итак, если забыть о том, как делать не надо и перейти к рекомендуемым мерам, то все противолавинные мероприятия можно разделить на две основные группы — активные (средства борьбы) и пассивные (средства защиты).

Средства борьбы, которые позволяют планомерно обрушивать снег с лавиноопасных склонов, в большинстве своем хорошо знакомы любому из нас: это минометы, артиллерийские орудия, «аваланчеры», заслужившая любовь лавинщиков всего мира система принудительного спуска лавин Gazex и новейшая система DaisyBell, которая из вышеперечисленного является самой загадочной для обывателя.

Природа — дама непредсказуемая, поэтому ни один из известных противолавинных методов, и даже комплекс их, не дают окончательной гарантии. И тем не менее, они позволяют существенно минимизировать опасность и практически исключить несанкционированные сходы лавин, а значит – гибель людей, техники и сооружений.

У каждого из перечисленных методов есть свои достоинства и недостатки, но ни один из них не способен решить лавинную проблему целиком – необходим комплекс мер.
И только сочетание активных, пассивных и инженерных методов лавинной защиты гарантирует практически стопроцентный результат.

Начну, пожалуй, с самого старого и прочно прижившегося метода принудительного управления сходом лавин, хотя к Красной Поляне никакого отношения он ровным счетом не имеет.

Артиллерия: старые вояки с телеэкрана.

Чаще всего в объективы камер, если эти камеры не снимают в Красной Поляне, попадают именно артиллерийские орудия. Журналисты полюбили развивать эту тему до совсем уж абсурдных моментов, легенд о стрельбах народ понапридумывал неограниченное количество, а сами лавинщики иной раз подливают рабочими байками масла в этот благодатный костер.

Пожалуй, да, это один из самых фотогеничных и красочных методов спуска лишнего снега со склонов, получивший свое распространение благодаря развитой в стране оборонной промышленности.

Кстати, про спуск лишнего снега: задача «умиротворения» лавиноопасного склона выполнена идеально, если весь снежный покров остался на месте.
Причина больших лавин кроется в глубине снежной толщи, а стреляют по склонам для того, чтобы раздавить лавинообразующий слой раньше, чем он разрушится сам и обрушит верхние слои, поэтому сход лавин при обстреле – далеко не цель противолавинных мероприятий.

В принципе, если несправедливо отбросить ручной труд десятков лавинщиков во всем мире, которые спускали и продолжают спускать лишний снег с помощью взрывчатки и собственных лыж, то можно сказать, что с этого метода и началась активная борьба с белой смертью, причем это справедливо для любого региона планеты, где существует угроза схода лавин.
На Кавказе фейерверками в горах занимаются Эльбрусский военизированный противолавинный отряд (ЭВПЛО), оберегающий от лавин самую густонаселенную высокогорную территорию России, и Рокский ВПЛО, защищающий Транскавказскую магистраль.


Фото: Kazbek Basayev/Reuters

Что бы не гласили легенды и о чем бы вещали из телевизора, но ни одно активное воздействие не может быть начато без выполнения нескольких условий.

В день, когда назначены стрельбы, на базу отряда пребывают представители МВД в количестве, определенном «Правилами взаимодействия при проведении ПСЛ» (по-простому – стрельбы), а командир противолавинного отряда в свою очередь вручает старшему в группе «Акт оцепления поражаемой при ПСЛ территории».

Этот акт содержит четкие указания мест перекрытия всех возможных ( и невозможных, люди разные попадаются, ровно как и их состояния) для людей путей проникновения в оцепленную зону.
Акт подписывается начальником оцепления, который лично расставляет своих людей и, убедившись в отсутствии кого бы то ни было на оцепленной территории, даёт разрешение на начало стрельбы.

С этого момента и до окончания обстрела он несет персональную ответственность за любой несчастный случай в зоне оцепления.
Поэтому никто не получит разрешения на обстрел склонов, пока начальник оцепления лично не будет уверен в отсутствии людей внутри зоны.

Командир же противолавинного отряда не подпишет акт о снятии оцепления, пока не будет уверен в том, что на этой территории стало безопасно, потому как после подписания ответственность перекладывается обратно на него, где и лежит далее.

Благодаря лихо закрученной нормативно-документальной интриге, стреляя куда-то, откуда вызванная лавина может долбануть по не оцепленной территории, воздействующий может накрутить себе приличный срок.

Площади, которые необходимо обстреливать в целях защиты объектов, перечисленных в «Перечне защищаемых подразделением… объектов», единожды утвержденным правительством РФ и уточняемым ежегодно, определены до метра нормативными документами.
Время выстрела и попадание каждого снаряда фиксируется в журналах стрельб, по которым руководство службы отчитывается перед вышестоящими органами.
Вся эта бюрократия построена таким образом, что фальсифицировать записи не имеет смысла: подделка всплывет очень быстро.
В связи с этим никто и никогда не будет палить по склонам ради праздного баловства.

Да, метод этот специфичен и имеет ряд ограничений, так просроченные боеприпасы могут дать сбой, не взорваться вовсе или взорваться позже в чьих -либо руках, доставляя массу хлопот и специалистам, жителям и, конечно, туристам.


Фото: с просторов Интернета.

Еще один недостаток – ограниченность зоны применения, так как в районах с развитой инфраструктурой, где все застроено канатными дорогами, трассами, хозяйственными и жилыми объектами, артиллерию использовать если и возможно, то крайне опасно, а на крутые склоны и на далекие труднодоступные участки тяжелые установки просто не поднять. (в этом случае на помощь приходят минометчики, но, хотя их гораздо проще транспортировать, сложности возникают все те же.)

Географический признак в паре с геологическим тоже вносят свою лепту, поскольку встречаются горы относительно молодые, состоящие из мягких пород, и привлечение артиллерии на таких участках приводит к разрушению грунта и, соответственно, нарушению экологии. Красной Поляне повезло — тут и крайне ограниченное пространство и особо охраняемая территория — никакой артиллерии, разве только в страшном сне.

А теперь, после продолжительной прелюдии, заглянем в краснополянские горы, и понаблюдаем за методами решения снежным проблем в родном королевстве.
  • +26
  • 16 февраля 2015, 14:12
  • moriarti13

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
Спасибо. Хорошо пишите, было интересно, автору++++
avatar

timofeitselovalnikov1962

  • 16 февраля 2015, 14:47
+
Такой хороший рассказ почти никто не оценил((( Спасибо Вам, очень интересно получилось, ждём продолжения.
avatar

listcom

  • 17 февраля 2015, 14:46
+
Такой хороший рассказ почти никто не оценил
не.
такой хороший, что и добавить нечего )))
avatar

zhdann

  • 17 февраля 2015, 15:18
+
Как Вам сказать… Кому нужно — тот оценил))
Это же Сочи, тут своя атмосфера.
avatar

moriarti13

  • 17 февраля 2015, 16:43

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.