Эпоха Икарусов (продолжение)
Начало
При упоминании слова Икарус у большинства сразу возникают ассоциации с двухсотой серией: желтыми городскими или красными междугородными венгерскими автобусами (это подтвердили и комментарии к прошлой публикации). Но перед 200-ми было ещё одно поколение автобусов марки Икарус, проработавших на городских маршрутах города довольно долго. И вот о них сегодня…
Икарус-180

(на фото московский музейный экземпляр)
17 сентября 1964 года на улицы курорта вышли в рейс первые опытные образцы автобусов «ЛиАЗ-677» и «Икарус». Последние состояли из двух частей, соединённых гибким переходом, и ходили по маршруту «Вокзал-Мясокомбинат». Икарус из двух частей- это «Икарус-180», других вариантов быть не может.
Проверка новых моделей автобусов (да и не только автобусов) осуществлялась в разных условиях разных городов, и Сочи, как город со сложным горным рельефом и жарким субтропическим климатом, частенько выбирали для таких мероприятиях. Вот и в 1964г у нас проводились опытные эксплуатационные испытания перспективных автобусов, по которым определяли плюсы-минусы новых конструкций и целесообразность будущих закупок венгерских машин в масштабах страны. Вероятно Сочи ещё рассматривался, и как город эксплуатант новых автобусов (ЛиАЗ-677 и Икарус).
ЛиАЗ, комплекс испытаний, в целом выдержал и был поставлен на производство, но в условии гор показал себя слабенько, по поэтому их в последующем не было на наших улицах, а Икарус… ну я думаю понятно.
Позднее в 1968г генеральный директор завода Икарус скажет слова благодарности в адрес советских автоинженеров и автотранспортников, выделив, среди прочих, город Сочи:
...«Мне особенно приятно отметить, что, наряду с торговыми, укрепляются технические связи. Мы не впервые уже проводим совместные испытания „Икаруса“. Модели „556“, „55“, „180“ испытывались советскими научно-исследовательскими институтами и автохозяйствами. Большая дружба связывает наших специалистов с работниками НИИАТа, НАМИ, автобусных парков Москвы, Сочи, Новосибирска. С участием советских автомобилистов был устранён ряд недостатков в конструкции автобуса, и он стал лучше»...
Итак Икарус-180.
Икарус-180 мелкосерийно начали выпускать в 1963г, с 1966г началось серийное производство. В СССР эти автобусы мелкими партиями стали поступать в 1967г (в «За рулём» 01.1968г. говориться о эксплуатации автобусов в Ленинграде), массовые поставки начались уже в 1968г. Понятно, что вначале они поступали в автобусные парки крупных и значимых городов, а затем в города рангом ниже.
В Сочи, во второй раз, уже в качестве проверенных городских автобусов, 180-е появились в 1968г.
Ниже приведу фотографию из фондов городского краеведческого музея датированную 1968г. автор И. Дацько. На снимке автобус из первой партии:

Икарусы-180 часто можно увидеть на фотографиях города, первой половине 70-х. Это наводит на следующие мысли: Икарусов было много в городе и фотографы целенаправлено включали их в композицию кадра в качестве достопримечательностей города. Ведь автобусы действительно яркие и привлекательные.
Фотография ниже сделана, я думаю +-, в 1970г. Из всего транспорта выделяется именно Икарус:

1971г, то же самое. На фоне отечественных машин он смотрится современнее:

В те годы подавляющее количество городских автобусных маршрутов начиналось от ж.д. вокзала, поэтому это место и окрестности являлись местом скоплением Икарусов.
2 открытки изданные в 1972г:


1974г:

Одна из последних фотографии на которой запечатлён Икарус-180 в Сочи издана в 1980г:

Канатная дорога заработала в 1978г, значит фото сделано в промежутке весна 1978г-осень1979г.. На более поздних фотографиях 180-х уже нет. И этот факт объясним. В крупных и статусных городах страны к олимпийскому 1980г активно велась замена этих автобусов на автобусы нового поколения, модели Икарус-280.
Таким образом в нашем городе Икарусы-180 проработали около 10 лет.
Коротенько про сам автобус.
Городской сочленённый автобус особо большой вместимости.
Начали производить с 1963г (первые экземпляры для опытной эксплуатации), закончили в 1975г.
Характеристики:
— пассажировместимость 160человек (в «час-пик» 190чел),
— габариты 16500*2500*2950h,
— максимальная скорость 63,5км/ч-для городских перевозок,
— вес с пассажирами 23700кг

Икарус-180 стал первым сочленённым автобусом эксплуатировавшимся на территории СССР и к тому же стал массовым, из-за отсутствия конкурентов подобного класса у нас в стране. А предыстория этого факта такова:
Потребность в автобусах особо большой вместимости назрела давно. В 50-е годы для увеличения пассажироёмкости и, соответственно, экономической выгоды, автопарки собственными силами, а также АРЗ переделывали старые автобусы в пассажирские прицепы для автобусов. И в нашем городе применялась такая практика. Газета «Красное знамя» сообщала о том, что в автобусном парке №1 переделывают снятые с эксплуатации автобусы в пассажирские прицепы. Салон увеличивают за счёт кабины шофёра на 4 места. Такой вагон прицепляют к ведущему автобусу. Два прицепа уже готовы, два ещё делают. Будут ездить на линии «Город-Мясокомбинат».. Кроме того, автобусный завод ЛиАЗ вел свои разработки по подобным автобусам и в 1962г появился опытный экземпляр ЛиАЗ-5Э-676. Но, после появления удачного и перспективного Икарус-180, работы по сочленённым автобусам в СССР свернули на долгие годы.
Сочленённый автобус Икарус-180 создан на базе одинарного автобуса Ikarus 556
Икарус 556

(на фото эстонский автобус)
Производился с 1962г по 1973г. Получил золотой диплом на Лейпцигской Ярмарке в 1963г.
В СССР поступал параллельно со 180-м (по другим данным поставлялся в период 1970-1973гг), но в гораздо меньших объёмах, чем «гармошка» т.к. в нашей стране 556-му была альтернатива: ЛиАЗы, Лазы.
Фотоизображений 556-го в городе мне удалось найти очень мало, всего три, и одно кино свидетельство:
Яркая фотография 1971г. Икарус-556 стоит ближе к центру кадра, а левее два его собрата — 180-е

Открытка изданная в 1972г, значит фото сделано на 1-2 года ранее:

1972г:

х.ф. «Если ты мужчина» 1970-71гг Платановая аллея, 67 минута фильма:



(далее в фильме великолепная панорама морского порта с вертолёта....)
Не знаю, совпадение или нет, но три фотофакта показывают его практически на одном месте: Ривьерский мост-Платановая аллея. Возможно этих автобусов в городе было очень мало и это был его единственный маршрут.
Ikarus-556 — городской автобус большого класса
Характеристики:
— пассажировместимость обычная 74чел, в час-пик 105чел число мест для сидения 21+1(кондуктор),
— габариты: длина — 10 855 мм, ширина — 2 500 мм, высота 2 950 мм,
— максимальная скорость — 63 км/ч

___________________________________________________________________________________
Автобусы Икарус- 180 и 556 необычны с точки зрения расположения двигателя: не спереди (как у ЛиАЗ-677), не сзади (как у ЛАЗа), а посередине под полом. Пол по всему салону ровный, кроме задней накопительной площадки, где он ниже на одну ступеньку. Входные двери, как видно, все разные. (Мне не довелось прокатиться на этих автобусах и поэтому ничего не могу написать о ощущениях при поездке. Но в комментариях надеюсь прочитать об этом)
Автобусы Икарус этого семейства, поставляемые в СССР, окрашивались в белый цвет с продольной темно-красной или темно-синей полосой.
Как уже писал выше, 180-е и 556-е в Сочи, к концу 70-х полностью заменили на модели 200-го семейства. Какое-то время Икарусы-180 и 556, эксплуатировались на улицах города параллельно с 280-ми, 260-ми Икарусами:


Про Икарусы двухсотого семейства- в следующей публикации…
Публикация отредактирована 04.01.2019г. Причина — добавлено 3 фотографии
Источники: здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и тут.
При упоминании слова Икарус у большинства сразу возникают ассоциации с двухсотой серией: желтыми городскими или красными междугородными венгерскими автобусами (это подтвердили и комментарии к прошлой публикации). Но перед 200-ми было ещё одно поколение автобусов марки Икарус, проработавших на городских маршрутах города довольно долго. И вот о них сегодня…
Икарус-180

(на фото московский музейный экземпляр)
17 сентября 1964 года на улицы курорта вышли в рейс первые опытные образцы автобусов «ЛиАЗ-677» и «Икарус». Последние состояли из двух частей, соединённых гибким переходом, и ходили по маршруту «Вокзал-Мясокомбинат». Икарус из двух частей- это «Икарус-180», других вариантов быть не может.
Проверка новых моделей автобусов (да и не только автобусов) осуществлялась в разных условиях разных городов, и Сочи, как город со сложным горным рельефом и жарким субтропическим климатом, частенько выбирали для таких мероприятиях. Вот и в 1964г у нас проводились опытные эксплуатационные испытания перспективных автобусов, по которым определяли плюсы-минусы новых конструкций и целесообразность будущих закупок венгерских машин в масштабах страны. Вероятно Сочи ещё рассматривался, и как город эксплуатант новых автобусов (ЛиАЗ-677 и Икарус).
ЛиАЗ, комплекс испытаний, в целом выдержал и был поставлен на производство, но в условии гор показал себя слабенько, по поэтому их в последующем не было на наших улицах, а Икарус… ну я думаю понятно.
Позднее в 1968г генеральный директор завода Икарус скажет слова благодарности в адрес советских автоинженеров и автотранспортников, выделив, среди прочих, город Сочи:
...«Мне особенно приятно отметить, что, наряду с торговыми, укрепляются технические связи. Мы не впервые уже проводим совместные испытания „Икаруса“. Модели „556“, „55“, „180“ испытывались советскими научно-исследовательскими институтами и автохозяйствами. Большая дружба связывает наших специалистов с работниками НИИАТа, НАМИ, автобусных парков Москвы, Сочи, Новосибирска. С участием советских автомобилистов был устранён ряд недостатков в конструкции автобуса, и он стал лучше»...
Итак Икарус-180.
Икарус-180 мелкосерийно начали выпускать в 1963г, с 1966г началось серийное производство. В СССР эти автобусы мелкими партиями стали поступать в 1967г (в «За рулём» 01.1968г. говориться о эксплуатации автобусов в Ленинграде), массовые поставки начались уже в 1968г. Понятно, что вначале они поступали в автобусные парки крупных и значимых городов, а затем в города рангом ниже.
В Сочи, во второй раз, уже в качестве проверенных городских автобусов, 180-е появились в 1968г.
Ниже приведу фотографию из фондов городского краеведческого музея датированную 1968г. автор И. Дацько. На снимке автобус из первой партии:

Икарусы-180 часто можно увидеть на фотографиях города, первой половине 70-х. Это наводит на следующие мысли: Икарусов было много в городе и фотографы целенаправлено включали их в композицию кадра в качестве достопримечательностей города. Ведь автобусы действительно яркие и привлекательные.
Фотография ниже сделана, я думаю +-, в 1970г. Из всего транспорта выделяется именно Икарус:

1971г, то же самое. На фоне отечественных машин он смотрится современнее:

В те годы подавляющее количество городских автобусных маршрутов начиналось от ж.д. вокзала, поэтому это место и окрестности являлись местом скоплением Икарусов.
2 открытки изданные в 1972г:


1974г:

Одна из последних фотографии на которой запечатлён Икарус-180 в Сочи издана в 1980г:

Канатная дорога заработала в 1978г, значит фото сделано в промежутке весна 1978г-осень1979г.. На более поздних фотографиях 180-х уже нет. И этот факт объясним. В крупных и статусных городах страны к олимпийскому 1980г активно велась замена этих автобусов на автобусы нового поколения, модели Икарус-280.
Таким образом в нашем городе Икарусы-180 проработали около 10 лет.
Коротенько про сам автобус.
Городской сочленённый автобус особо большой вместимости.
Начали производить с 1963г (первые экземпляры для опытной эксплуатации), закончили в 1975г.
Характеристики:
— пассажировместимость 160человек (в «час-пик» 190чел),
— габариты 16500*2500*2950h,
— максимальная скорость 63,5км/ч-для городских перевозок,
— вес с пассажирами 23700кг

Икарус-180 стал первым сочленённым автобусом эксплуатировавшимся на территории СССР и к тому же стал массовым, из-за отсутствия конкурентов подобного класса у нас в стране. А предыстория этого факта такова:
Потребность в автобусах особо большой вместимости назрела давно. В 50-е годы для увеличения пассажироёмкости и, соответственно, экономической выгоды, автопарки собственными силами, а также АРЗ переделывали старые автобусы в пассажирские прицепы для автобусов. И в нашем городе применялась такая практика. Газета «Красное знамя» сообщала о том, что в автобусном парке №1 переделывают снятые с эксплуатации автобусы в пассажирские прицепы. Салон увеличивают за счёт кабины шофёра на 4 места. Такой вагон прицепляют к ведущему автобусу. Два прицепа уже готовы, два ещё делают. Будут ездить на линии «Город-Мясокомбинат».. Кроме того, автобусный завод ЛиАЗ вел свои разработки по подобным автобусам и в 1962г появился опытный экземпляр ЛиАЗ-5Э-676. Но, после появления удачного и перспективного Икарус-180, работы по сочленённым автобусам в СССР свернули на долгие годы.
Сочленённый автобус Икарус-180 создан на базе одинарного автобуса Ikarus 556
Икарус 556

(на фото эстонский автобус)
Производился с 1962г по 1973г. Получил золотой диплом на Лейпцигской Ярмарке в 1963г.
В СССР поступал параллельно со 180-м (по другим данным поставлялся в период 1970-1973гг), но в гораздо меньших объёмах, чем «гармошка» т.к. в нашей стране 556-му была альтернатива: ЛиАЗы, Лазы.
Фотоизображений 556-го в городе мне удалось найти очень мало, всего три, и одно кино свидетельство:
Яркая фотография 1971г. Икарус-556 стоит ближе к центру кадра, а левее два его собрата — 180-е

Открытка изданная в 1972г, значит фото сделано на 1-2 года ранее:

1972г:

х.ф. «Если ты мужчина» 1970-71гг Платановая аллея, 67 минута фильма:



(далее в фильме великолепная панорама морского порта с вертолёта....)
Не знаю, совпадение или нет, но три фотофакта показывают его практически на одном месте: Ривьерский мост-Платановая аллея. Возможно этих автобусов в городе было очень мало и это был его единственный маршрут.
Ikarus-556 — городской автобус большого класса
Характеристики:
— пассажировместимость обычная 74чел, в час-пик 105чел число мест для сидения 21+1(кондуктор),
— габариты: длина — 10 855 мм, ширина — 2 500 мм, высота 2 950 мм,
— максимальная скорость — 63 км/ч

___________________________________________________________________________________
Автобусы Икарус- 180 и 556 необычны с точки зрения расположения двигателя: не спереди (как у ЛиАЗ-677), не сзади (как у ЛАЗа), а посередине под полом. Пол по всему салону ровный, кроме задней накопительной площадки, где он ниже на одну ступеньку. Входные двери, как видно, все разные. (Мне не довелось прокатиться на этих автобусах и поэтому ничего не могу написать о ощущениях при поездке. Но в комментариях надеюсь прочитать об этом)
Автобусы Икарус этого семейства, поставляемые в СССР, окрашивались в белый цвет с продольной темно-красной или темно-синей полосой.
Как уже писал выше, 180-е и 556-е в Сочи, к концу 70-х полностью заменили на модели 200-го семейства. Какое-то время Икарусы-180 и 556, эксплуатировались на улицах города параллельно с 280-ми, 260-ми Икарусами:


Про Икарусы двухсотого семейства- в следующей публикации…
Публикация отредактирована 04.01.2019г. Причина — добавлено 3 фотографии
Источники: здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и тут.



Комментарии (125)
RSS свернуть / развернутьand74639878
Сказал заводя свою третью машину перед поездкой в Моремолл ностальгирующий сочинец :)
DoctorAngelicus
sashacgsm
REMIX
Открытка 1966 года. Вот эти два ЗИСа в виде деспетчерского пункта.
REMIX
chernomor
REMIX
При сравнении видно, что год съёмки один и тот же, да и день тоже. Разница в несколько минут. Фактическая дата съёмки наверное 1962-63гг
chernomor
passer
На втором они уже наоборот стоят
passer
DoctorAngelicus
chernomor
DoctorAngelicus
spassvogel
chernomor
passer
DoctorAngelicus
spassvogel
Spointer
chernomor
REMIX
На фотографиях опытных Икарусов часто можно увидеть такие номерные знаки.
А в СССР на опытных ставили с 1959г черные такие
chernomor
REMIX
REMIX
aleks
passer
passer
aleks
REMIX
passer
chernomor
REMIX
aleks
(эту серию мы по детству ещё и расшифровывали)))
chernomor
А салон 180-го похож как на фото
И про одиночники 556-е Вы помните что нибудь?
chernomor
REMIX
А № 1 какой?
chernomor
REMIX
spassvogel
REMIX
passer
rem-sochi
chernomor
rem-sochi
REMIX
passer
«Каждый вечер в одиннадцать» с Михаилом Ножкиным
«Пятьдесят на пятьдесят» с Василием Лановым
«Чёрное солнце» про Патриса Лулумбу
В двух последних фильмах Сочи-это иностранные державы и очень интересно угадывать места города.
REMIX
chernomor
REMIX
andrey_b
aleks
REMIX
passer
aleks
Тогда вот так. Вроде похоже.
REMIX
passer
Chairman
gazoil
126 Торговый центр — Гантиади
137 Торговый центр — Липники
andrey_b
chernomor
andrey_b
chernomor
aleks
Ну, да. И на вокзале одни жёлтые!
REMIX
aleks
Но эстетика, сегодня, захромала конкретно.
passer
isk
Karlopapa
Papashka
aleks
Papashka
aleks
passer
aleks
chernomor
REMIX
aleks
chernomor
aleks
chernomor
mixej-sochi
За статью спасибо, интересно.
Cesh
aleks
Слова всегда стараюсь подкрепить фактами!
chernomor
aleks
chernomor
aleks
passer
spassvogel
passer
REMIX
aleks
passer
spassvogel
REMIX
aleks
spassvogel
aleks
spassvogel
aleks
spassvogel
aleks
spassvogel
aleks
spassvogel
passer
spassvogel
REMIX
www.cartruckbus.ru/articles/korobochki-vseya-rusi-1
www.cartruckbus.ru/articles/korobochki-vseya-rusi-2
www.cartruckbus.ru/articles/korobochki-vseya-rusi-3
chernomor
aleks
passer
Cesh
passer
Потом зелено
Потом опять голо
REMIX
passer
REMIX
Все течет, все меняется. Растет и меняется город, растет число его жителей и число их автомашин — для них и дороги появляются, и дома, и магазины там, где когда-то рос лес. Ведь в недалеком прошлом не было никакой улицы Чайковского и спального микрорайона рядом, там был девственный лес совсем еще недавно.
DoctorAngelicus
passer
DoctorAngelicus
GeoSochi
DoctorAngelicus
AtrosRamotran
Украли Зебру,1972 г.
61 минута.Кадр перед Ривьерой.
clover
chernomor
clover
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.