Почему же Бытха - священная гора?
Бытха — священная гора убыхов
Результаты этнографических и археологических исследований
А.С.Кизилов
Гора Бытха, на которой расположен одноимённый микрорайон Хостинского района города Сочи, расположена на берегу Чёрного моря и ограничена с запада рекой Бзугу а с востока рекой Мацеста. В населении бытует множество вариантов преданий о том, что гора Бытха была священной у коренного населения – убыхов.
В связи с начавшейся ревитализацией убыхского народа вопрос о Бытхе стал весьма актуальным при воссоздании истинной картины прошлого Убыхии. Чтобы многогранно рассмотреть эту тему я встретился с Русланом Заудиновичем Берзековым и обсудил с ним проблемы связанные со священной горой. Руслан Берзеков — глава правления Некоммерческого фонда «РОДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УБЫХ — БЕРЗЕК», проблему возрождения убыхского этноса считает самым главным своим призванием. Он рассказал мне, что «… до принятия ислама убыхи поклонялись языческим божествам. По преданиям, у народа были две статуи из чистого золота, олицетворяющие их богиню. Одна – большая Бытха, высотой несколько метров, стояла на вершине горы. Другая – малая Бытха, высотой метр, предназначалась для ритуальных обрядов. Покидая свои земли, убыхи малую Бытху забрали с собой, а большую закопали в пещере, завалив вход сотнями камней. Каждый уходящий должен был принести и бросить камень за себя и за всех предков, которых он помнил по имени. Потом статую долго искали, не знаю, может и нашли. Малая Бытха была вывезена в Турцию. След ее также пропал».
Бытует мнение о Бытхе и среди близкого к убыхам этноса шапсугов. Во время фестиваля «Радуга» прошедшем в 2011 году на горе Бытха в Доме культуры «Аэлита» состоялось выступление народного ансамбля «Шапсугия» под руководством Руслана Хейшхо. Зрители увидели знаменитый «Танец убыхов». «Символично, что шапсуги исполнили именно «Танец убыхов»», – отметил заместитель председателя «Адыгэ Хасэ» Аслан Гвашев. «Фестиваль «Радуга» прошел в доме культуры «Аэлита», расположенном в микрорайоне Сочи под названием Бытха. Это место, как известно, испокон веков почиталось у убыхов, оно так и переводится – «Священная гора» или «Гора Бога». Здесь, в историческом центре Убыхии, особая энергетика, ощущается сам дух прошедших времен, заставляющий вновь и вновь задуматься о трагической судьбе народа, который был вынужден покинуть землю предков без всякой надежды вернуться обратно…» (Нибо, 2011).

Каковы же научные подтверждения аргументов про действительно особый статус горы Бытха в культовых обрядах убыхов на протяжении их истории? Сведения, бытующие у населения после прочтения романа Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» увы, являются вторичными.
Тем не менее, упоминание горы Бытха имеется в трудах Шалва Денисовича Инал-Ипа «Убыхи и их этно-культурные связи с абхазами». «Еще более известным является название другой горы — Аублаа рныха. Так назывался одни из пунктов современной Батарейки, которая находится па территории гор. Сочи (против Маяцкого сквера). Но выражение «Аублаа рныха» если убыхское, то оно настолько, же и абхазское: по-абхазски оно означает: «Святилище рода Аублаа» (80). Сама Батарейка, как и гора по дороге на Мацесту, носила название Бытха, что переводится с абхазского как Камень Быта (Быт ихахә)» (Инал-Ипа, 1971). Из текста следует, что по статусу обе горы были равноценны.
Далее можно отметить следующую подтверждающую информацию и в трудах Александра Крылова «Религия и традиции абхазов» (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.), где описано следующее – «…респондент из фамилии Эбжноу, ныне проживающий в городе Гудаута, в качестве фамильной святыни назвал аныху Бытха — святилище, находившееся в окрестностях современного города Сочи. Скорее всего, данное упоминание в анкете о Бытхе связано с тем, что, как считается, современная абхазская фамилия Эбжноу происходит именно из убыхов.» (Крылов, 2001).
Также в трудах Александра Крылова проводится мнение жреца З. Чичба. «Абхазия оберегается и защищается семью святилищами-аныхами, совокупность которых называется “быжныха” (“семь святилищ”). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. Местные русские называют Инал-куба “святой горой”, считают, что там запрещено охотиться и еще помнят о том, как абхазы приходили в это место и совершали там жертвоприношения. Причем, по воспоминаниям старожилов, абхазы приносили в жертву одного барана, а второго — отпускали на волю (к большому удовольствию знавших об этом обычае местных жителей).
По поводу имени и расположения седьмого святилища у наших абхазских собеседников не было единого мнения. Заур Чичба и некоторые из опрошенных назвали таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Другие считали, что седьмым святилищем является Псху-ныха (однако большинство считало что Инал-куба и Псху-ныха — это одно и то же). Гораздо реже в качестве седьмого святилища назывались Аергъ-Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха». (Крылов, 2001).
Безусловно, что этнографического материала о священной горе Бытха очень мало, поскольку и самих убыхов осталось очень немного, но археологические исследования могут восполнить картину культовой и культурной значимости этого места города Сочи.
Анализ имеющихся первоисточников, описывающих маршруты торговых и караванных путей через Главный Кавказский хребет с территорий северного склона к Черноморскому побережью, приводит нас к логическому умозаключению о том, что на побережье имелись многочисленные портопункты. В этих конечных пунктах торговых путей товар аккумулировался в преддверии навигации и, соответственно, эти портопункты располагались в местах удобных якорных стоянок и пригодных участках к швартовке маломерного морского транспорта.
В апреле 2014 года при осмотре осыпей прибрежной полосы горы Бытха в районе впадения в море реки Мацеста мне довелось обнаружить очевидные свидетельства прибрежной инфраструктуры средневековой пристани.


Тому были предвестием неоднократные находки дайверов в море на траверзе Мацесты старых четырёхлапых якорей, вероятно утерянных турецкими фелюгами. Будучи свидетелем этих находок, я предположил, что пристань, которая использовалась в долгие годы, была, очевидно, смещена к западу от места впадения реки в море. Этому были верным подтверждением и те факты, что в некоторые годы мощные разливы реки Мацеста затапливали хозяйственные постройки советского периода расположенные с пренебрежением к природным реалиям. Очевидно, что этот фактор был основополагающим и в древности.
Каковы же исторические факты, подтверждающие вероятность нахождения средневековой пристани в данном районе. Перечитывая воспоминания барона Торнау о его путешествии с северного склона Кавказа на сочинское побережье (Ф.Ф.Торнау, «Воспоминания кавказского офицера» 1999.), мы можем убедиться, что, проходя торными тропами, он и группа проводников вышла к морю после прохождения аула Кбааде (ныне посёлок Красная Поляна) не на адлерское побережье, а именно в районе Мацесты. Безусловно, что конные караванные направления, выработанные тысячелетиями, проходили по оптимальным маршрутам и выходили к местам узловых пересечений торговых транспортных путей — сухопутных и морских.
Анализируя имеющиеся исторические документы, нельзя не отметить, что прибрежные пристани владетелей приморских джигетов располагались в различных местах, но принадлежали при этом одному и тому же племенному союзу. Таким образом, вполне объяснимым становится тот факт, что на различных генуэзских портуланах и старых турецких морских картах многие названия пристаней постоянно имеют некоторые смещения. Совсем недавние топонимы побережья Сочи подтверждают это предположение. Соча-пста, Соча-па и Соча-Бытх (соответственно — центральный Сочи, Сочи – район Светлана и Сочи – район Бытха) принадлежали одному владетелю и более того, по тем же историческим источникам сочинский владетельный князь Али Ахмет Аубла держал свою быстроходную шхуну в бухте около крепости Мамай-кала (ныне место впадения реки Псахе, микрорайон Мамайка) (Ворошилов, 2005, с. 143). Опять же, согласно описаниям Ф.Ф. Торнау, в прибрежном ауле возле устья реки Соча-пста, под охраной людей того же князя находились торговые склады турецких купцов (Торнау, 1999, с. 233). Анализируя имеющуюся информацию, очевидным становится тот факт, что в непосредственной близости от пристаней в течении столетий традиционно имелись как купеческие фактории, так и причальные сооружения. Периодические же военные конфликты местных обществ между собой могли делать некоторые пристани непригодными для безопасной торговли, и, вследствие этого, морские картографы изменяли на карте побережья и расположение точки искомого негоциантами пункта назначения. Портулан отмечал не место проживания того или иного племени, а место якорной стоянки и торговой пристани.
Осмотр обрывистого морского берега горы Бытха в районе впадения реки Мацеста и прилежащей к нему полосы прибоя выявил останки каменной стены сухой кладки и культурного слоя из раскрошившейся обожженной глины, а также десятки фрагментов различных крупногабаритных пифосов с фигурным налепом и свинцовое пряслице. Следует отметить, что все фрагменты керамики, найденные мною на пляжной полосе, сохранились от различных пифосов. Это очевидно, поскольку и цвет керамики, и орнаментация, и толщина в зоне декоративного налепа у этих фрагментов различны. Из этого можно сделать вывод, что эти фрагменты сохранились не от одного, случайно разбитого сосуда, а от различных пифосов, что подтверждает факт систематического пользования крупногабаритными сосудами на этом маленьком пятачке побережья.

рис. 1
На рис. 1. изображены фрагменты с декоративными налепами, фрагмент №1 был найден в полосе прибоя и обкатан морской волной, фрагменты №2,3,4 обнаружены на поверхности глинистого обрыва и не были смыты в зону прибоя, поэтому они прекрасно сохранили свою декоративную поверхность. Аналоги фрагментов обнаруженной мною керамики описаны в трудах Ю. Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» (Воронов, 1979, с. 97-98. рис. 53), это соответственно керамика раннесредневековых пифосов с Ачипсинской, Пслухской, Бешенской и Куницинской крепостей. В трудах Д.Э. Василиненко Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) (Василиненко, 2007, с. 280. рис. 4.) также имеются очевидные аналоги найденной керамики.
Наличие большого количества обожженной глины, смешанной с береговой галькой позволяет сделать предположение, что производство пифосов могло находиться непосредственно возле пристани. Это представляется вполне логичным, поскольку производство готовых пифосов и последующая их транспортировка по горной местности были бы несколько обременительны с экономической точки зрения. Спустя некоторое время в осыпи культурного слоя береговой линии была найдена железная «цана» (заготовка сыродувного железа), что говорит и о торговле на этом месте железом.

В сентябре 2014 года в сотне метров выше по склону горы от места находки прибрежного поселения в результате строительных работ выявились останки древнего сооружения из камня положенного на известковый скрепляющий раствор. Сопутствующая керамика аналогична найденной на берегу, что ставит описанные объекты в одинаковые хронологические рамки, а обнаруженные фрагменты храмовой цемянки, аналогичные покрытию храма в селе Весёлое, говорят о культовом предназначении разрушенного объекта. Побывавший в составе археологической экспедиции по мониторингу памятников главный специалист ОАО «Наследие Кубани» Дмитрий Эдуардович Василиненко произвёл осмотр найденных объектов и подтвердил подлинность находок. В настоящее время идёт процесс оформления охранной документации обнаруженных памятников.

Дальнейшее исследование выявленных памятников, очевидно, даст более объективную и полную информацию о поселении и средневековой пристани у восточной оконечности горы Бытха.
Вполне вероятно и нахождение на склонах горы Бытха и более ранних языческих культовых сооружений. Так, при археологических разведках западного склона горы Бытха перед началом строительства инфраструктуры олимпийских объектов, на нём было обнаружено средневековое поселение. Протяженность сохранившейся части селища ориентировочно можно
оценивать в 110-130 м с запада на восток, в 50 м с севера на юг.
Примерная площадь сохранившейся части памятника, составляет около
6000 м2. Памятник имеет большое значение для изучения эпохи раннего и
развитого средневековья Черноморского Побережья Кавказа.
Памятник выявлен в 2009 г. во время научно-исследовательских разведочных работ. Памятник визуально обследован в 2009 г. экспедицией ООО «Кубаньохранкультура» под руководством специалиста-археолога Н.В. Кондрякова. Памятник археологии Селище «Бытха» VIII-XI вв.
№37. Селище расположено на территории заброшенного фруктового сада.
Культурный слой частично распахан, через селище проложена грунтовая
дорога.
Работавший по открытому листу археолог Никита Владимирович Кондряков, сообщил также, что на территории поселения были найдены каменные столбы. Он сообщил, что по рассказам старожилов-дачников, угодья которых располагались на территории средневекового поселения, в шестидесятые годы прошлого века эти столбы были снесены бульдозерами в овраг при расчистке пологого участка горы под закладку фруктового сада местного совхоза. При осмотре оврага подтвердилось то, что столбы (стелы) из местного песчаника, сваленные в него, имеют сходные между собой размеры.


За последние годы археологами на территории Большого Сочи обнаружены несколько культовых площадок раннего средневековья, на которых аналогичными столбами-менгирами отмечались ритуальные пространства. В докладе на шестой международной кубанской археологической конференции в докладе Н.В. Волкодав и Г.Г. Давыденко «Сохранение объектов археологического наследия в ходе подготовки XXII олимпийским зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 г. В Сочи. Первые итоги» было отмечено – «Из наиболее интересных памятников, выявленных на участках строительства линейных внекластерных объектов, следует выделить археологический комплекс «Ахштырь 2», открытый экспедицией ООО «Кубаньохранкультура» к югу от южной окраины с. Ахштырь на склоне надпойменной террасы левого берега р. Мзымта. Здесь на площади 6х10 м были найдены 7 каменных обработанных стел из серого песчаника. На одной из стел располагается схематичное изображение рыбы, на другой зафиксировано схематического изображения одномачтового судна и надпись на греческом языке » (Волкодав, Давыденко, 2013, с. 62).
Исходя из вышеизложенных фактов этнографии и археологии, можно с высокой степенью достоверности утверждать, что гора Бытха в древности не была обделена вниманием как в хозяйственной, так и в культовой сфере интересов убыхского народа. Статус её титула как священной горы имеет все необходимые аргументы.
Литература
Василиненко, 2007: Василиненко Д.Э. Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) Наследие Кубани. Вып. I. Сборник научных статей Краснодар. ОАО «Наследие Кубани». 2007.
Волкодав, Давыденко, 2013: Волкодав Н.В., Давыденко Г.Г. «Сохранение объектов археологического наследия в ходе подготовки XXII олимпийским зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 г. В Сочи. Первые итоги» материалы шестой международной кубанской археологической конференции. Краснодар 2013.
Воронов, 1979: Воронов Ю.Н. «Древности Сочи и его окрестностей» Краснодар, 1979.
Ворошилов, 2005: Ворошилов В.И., «Топонимы российского черноморья» Сочи-Майкоп 2005.
Инал-Ипа, 1971: Инал-Ипа Ш.Д. «Страницы исторической этнографии абхазов». Сухум, 1971.
URL: apsnyteka.org/600-inal-ipa_sh_ubykhi_i_ih_sviazi_s_abkhazami.html
Крылов, 2001: Крылов А. Б. «Религия и традиции абхазов» (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.)
URL:https://apsnyteka.org/952-krylov_a_religya_i_traditsii_abhazov_glava_II.html
Нибо, 2011: Анзор Нибо. Танец убыхов на горе Бытха. 05.04.2011 г.
URL:https://www.elot.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2338&Itemid=5
Торнау, 1999: Торнау Ф.Ф., «Воспоминания кавказского офицера» Нальчик, 1999.
Результаты этнографических и археологических исследований
А.С.Кизилов
Гора Бытха, на которой расположен одноимённый микрорайон Хостинского района города Сочи, расположена на берегу Чёрного моря и ограничена с запада рекой Бзугу а с востока рекой Мацеста. В населении бытует множество вариантов преданий о том, что гора Бытха была священной у коренного населения – убыхов.
В связи с начавшейся ревитализацией убыхского народа вопрос о Бытхе стал весьма актуальным при воссоздании истинной картины прошлого Убыхии. Чтобы многогранно рассмотреть эту тему я встретился с Русланом Заудиновичем Берзековым и обсудил с ним проблемы связанные со священной горой. Руслан Берзеков — глава правления Некоммерческого фонда «РОДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УБЫХ — БЕРЗЕК», проблему возрождения убыхского этноса считает самым главным своим призванием. Он рассказал мне, что «… до принятия ислама убыхи поклонялись языческим божествам. По преданиям, у народа были две статуи из чистого золота, олицетворяющие их богиню. Одна – большая Бытха, высотой несколько метров, стояла на вершине горы. Другая – малая Бытха, высотой метр, предназначалась для ритуальных обрядов. Покидая свои земли, убыхи малую Бытху забрали с собой, а большую закопали в пещере, завалив вход сотнями камней. Каждый уходящий должен был принести и бросить камень за себя и за всех предков, которых он помнил по имени. Потом статую долго искали, не знаю, может и нашли. Малая Бытха была вывезена в Турцию. След ее также пропал».
Бытует мнение о Бытхе и среди близкого к убыхам этноса шапсугов. Во время фестиваля «Радуга» прошедшем в 2011 году на горе Бытха в Доме культуры «Аэлита» состоялось выступление народного ансамбля «Шапсугия» под руководством Руслана Хейшхо. Зрители увидели знаменитый «Танец убыхов». «Символично, что шапсуги исполнили именно «Танец убыхов»», – отметил заместитель председателя «Адыгэ Хасэ» Аслан Гвашев. «Фестиваль «Радуга» прошел в доме культуры «Аэлита», расположенном в микрорайоне Сочи под названием Бытха. Это место, как известно, испокон веков почиталось у убыхов, оно так и переводится – «Священная гора» или «Гора Бога». Здесь, в историческом центре Убыхии, особая энергетика, ощущается сам дух прошедших времен, заставляющий вновь и вновь задуматься о трагической судьбе народа, который был вынужден покинуть землю предков без всякой надежды вернуться обратно…» (Нибо, 2011).

Каковы же научные подтверждения аргументов про действительно особый статус горы Бытха в культовых обрядах убыхов на протяжении их истории? Сведения, бытующие у населения после прочтения романа Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» увы, являются вторичными.
Тем не менее, упоминание горы Бытха имеется в трудах Шалва Денисовича Инал-Ипа «Убыхи и их этно-культурные связи с абхазами». «Еще более известным является название другой горы — Аублаа рныха. Так назывался одни из пунктов современной Батарейки, которая находится па территории гор. Сочи (против Маяцкого сквера). Но выражение «Аублаа рныха» если убыхское, то оно настолько, же и абхазское: по-абхазски оно означает: «Святилище рода Аублаа» (80). Сама Батарейка, как и гора по дороге на Мацесту, носила название Бытха, что переводится с абхазского как Камень Быта (Быт ихахә)» (Инал-Ипа, 1971). Из текста следует, что по статусу обе горы были равноценны.
Далее можно отметить следующую подтверждающую информацию и в трудах Александра Крылова «Религия и традиции абхазов» (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.), где описано следующее – «…респондент из фамилии Эбжноу, ныне проживающий в городе Гудаута, в качестве фамильной святыни назвал аныху Бытха — святилище, находившееся в окрестностях современного города Сочи. Скорее всего, данное упоминание в анкете о Бытхе связано с тем, что, как считается, современная абхазская фамилия Эбжноу происходит именно из убыхов.» (Крылов, 2001).
Также в трудах Александра Крылова проводится мнение жреца З. Чичба. «Абхазия оберегается и защищается семью святилищами-аныхами, совокупность которых называется “быжныха” (“семь святилищ”). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. Местные русские называют Инал-куба “святой горой”, считают, что там запрещено охотиться и еще помнят о том, как абхазы приходили в это место и совершали там жертвоприношения. Причем, по воспоминаниям старожилов, абхазы приносили в жертву одного барана, а второго — отпускали на волю (к большому удовольствию знавших об этом обычае местных жителей).
По поводу имени и расположения седьмого святилища у наших абхазских собеседников не было единого мнения. Заур Чичба и некоторые из опрошенных назвали таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Другие считали, что седьмым святилищем является Псху-ныха (однако большинство считало что Инал-куба и Псху-ныха — это одно и то же). Гораздо реже в качестве седьмого святилища назывались Аергъ-Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха». (Крылов, 2001).
Безусловно, что этнографического материала о священной горе Бытха очень мало, поскольку и самих убыхов осталось очень немного, но археологические исследования могут восполнить картину культовой и культурной значимости этого места города Сочи.
Анализ имеющихся первоисточников, описывающих маршруты торговых и караванных путей через Главный Кавказский хребет с территорий северного склона к Черноморскому побережью, приводит нас к логическому умозаключению о том, что на побережье имелись многочисленные портопункты. В этих конечных пунктах торговых путей товар аккумулировался в преддверии навигации и, соответственно, эти портопункты располагались в местах удобных якорных стоянок и пригодных участках к швартовке маломерного морского транспорта.
В апреле 2014 года при осмотре осыпей прибрежной полосы горы Бытха в районе впадения в море реки Мацеста мне довелось обнаружить очевидные свидетельства прибрежной инфраструктуры средневековой пристани.


Тому были предвестием неоднократные находки дайверов в море на траверзе Мацесты старых четырёхлапых якорей, вероятно утерянных турецкими фелюгами. Будучи свидетелем этих находок, я предположил, что пристань, которая использовалась в долгие годы, была, очевидно, смещена к западу от места впадения реки в море. Этому были верным подтверждением и те факты, что в некоторые годы мощные разливы реки Мацеста затапливали хозяйственные постройки советского периода расположенные с пренебрежением к природным реалиям. Очевидно, что этот фактор был основополагающим и в древности.
Каковы же исторические факты, подтверждающие вероятность нахождения средневековой пристани в данном районе. Перечитывая воспоминания барона Торнау о его путешествии с северного склона Кавказа на сочинское побережье (Ф.Ф.Торнау, «Воспоминания кавказского офицера» 1999.), мы можем убедиться, что, проходя торными тропами, он и группа проводников вышла к морю после прохождения аула Кбааде (ныне посёлок Красная Поляна) не на адлерское побережье, а именно в районе Мацесты. Безусловно, что конные караванные направления, выработанные тысячелетиями, проходили по оптимальным маршрутам и выходили к местам узловых пересечений торговых транспортных путей — сухопутных и морских.
Анализируя имеющиеся исторические документы, нельзя не отметить, что прибрежные пристани владетелей приморских джигетов располагались в различных местах, но принадлежали при этом одному и тому же племенному союзу. Таким образом, вполне объяснимым становится тот факт, что на различных генуэзских портуланах и старых турецких морских картах многие названия пристаней постоянно имеют некоторые смещения. Совсем недавние топонимы побережья Сочи подтверждают это предположение. Соча-пста, Соча-па и Соча-Бытх (соответственно — центральный Сочи, Сочи – район Светлана и Сочи – район Бытха) принадлежали одному владетелю и более того, по тем же историческим источникам сочинский владетельный князь Али Ахмет Аубла держал свою быстроходную шхуну в бухте около крепости Мамай-кала (ныне место впадения реки Псахе, микрорайон Мамайка) (Ворошилов, 2005, с. 143). Опять же, согласно описаниям Ф.Ф. Торнау, в прибрежном ауле возле устья реки Соча-пста, под охраной людей того же князя находились торговые склады турецких купцов (Торнау, 1999, с. 233). Анализируя имеющуюся информацию, очевидным становится тот факт, что в непосредственной близости от пристаней в течении столетий традиционно имелись как купеческие фактории, так и причальные сооружения. Периодические же военные конфликты местных обществ между собой могли делать некоторые пристани непригодными для безопасной торговли, и, вследствие этого, морские картографы изменяли на карте побережья и расположение точки искомого негоциантами пункта назначения. Портулан отмечал не место проживания того или иного племени, а место якорной стоянки и торговой пристани.
Осмотр обрывистого морского берега горы Бытха в районе впадения реки Мацеста и прилежащей к нему полосы прибоя выявил останки каменной стены сухой кладки и культурного слоя из раскрошившейся обожженной глины, а также десятки фрагментов различных крупногабаритных пифосов с фигурным налепом и свинцовое пряслице. Следует отметить, что все фрагменты керамики, найденные мною на пляжной полосе, сохранились от различных пифосов. Это очевидно, поскольку и цвет керамики, и орнаментация, и толщина в зоне декоративного налепа у этих фрагментов различны. Из этого можно сделать вывод, что эти фрагменты сохранились не от одного, случайно разбитого сосуда, а от различных пифосов, что подтверждает факт систематического пользования крупногабаритными сосудами на этом маленьком пятачке побережья.

рис. 1
На рис. 1. изображены фрагменты с декоративными налепами, фрагмент №1 был найден в полосе прибоя и обкатан морской волной, фрагменты №2,3,4 обнаружены на поверхности глинистого обрыва и не были смыты в зону прибоя, поэтому они прекрасно сохранили свою декоративную поверхность. Аналоги фрагментов обнаруженной мною керамики описаны в трудах Ю. Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» (Воронов, 1979, с. 97-98. рис. 53), это соответственно керамика раннесредневековых пифосов с Ачипсинской, Пслухской, Бешенской и Куницинской крепостей. В трудах Д.Э. Василиненко Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) (Василиненко, 2007, с. 280. рис. 4.) также имеются очевидные аналоги найденной керамики.
Наличие большого количества обожженной глины, смешанной с береговой галькой позволяет сделать предположение, что производство пифосов могло находиться непосредственно возле пристани. Это представляется вполне логичным, поскольку производство готовых пифосов и последующая их транспортировка по горной местности были бы несколько обременительны с экономической точки зрения. Спустя некоторое время в осыпи культурного слоя береговой линии была найдена железная «цана» (заготовка сыродувного железа), что говорит и о торговле на этом месте железом.

В сентябре 2014 года в сотне метров выше по склону горы от места находки прибрежного поселения в результате строительных работ выявились останки древнего сооружения из камня положенного на известковый скрепляющий раствор. Сопутствующая керамика аналогична найденной на берегу, что ставит описанные объекты в одинаковые хронологические рамки, а обнаруженные фрагменты храмовой цемянки, аналогичные покрытию храма в селе Весёлое, говорят о культовом предназначении разрушенного объекта. Побывавший в составе археологической экспедиции по мониторингу памятников главный специалист ОАО «Наследие Кубани» Дмитрий Эдуардович Василиненко произвёл осмотр найденных объектов и подтвердил подлинность находок. В настоящее время идёт процесс оформления охранной документации обнаруженных памятников.

Дальнейшее исследование выявленных памятников, очевидно, даст более объективную и полную информацию о поселении и средневековой пристани у восточной оконечности горы Бытха.
Вполне вероятно и нахождение на склонах горы Бытха и более ранних языческих культовых сооружений. Так, при археологических разведках западного склона горы Бытха перед началом строительства инфраструктуры олимпийских объектов, на нём было обнаружено средневековое поселение. Протяженность сохранившейся части селища ориентировочно можно
оценивать в 110-130 м с запада на восток, в 50 м с севера на юг.
Примерная площадь сохранившейся части памятника, составляет около
6000 м2. Памятник имеет большое значение для изучения эпохи раннего и
развитого средневековья Черноморского Побережья Кавказа.
Памятник выявлен в 2009 г. во время научно-исследовательских разведочных работ. Памятник визуально обследован в 2009 г. экспедицией ООО «Кубаньохранкультура» под руководством специалиста-археолога Н.В. Кондрякова. Памятник археологии Селище «Бытха» VIII-XI вв.
№37. Селище расположено на территории заброшенного фруктового сада.
Культурный слой частично распахан, через селище проложена грунтовая
дорога.
Работавший по открытому листу археолог Никита Владимирович Кондряков, сообщил также, что на территории поселения были найдены каменные столбы. Он сообщил, что по рассказам старожилов-дачников, угодья которых располагались на территории средневекового поселения, в шестидесятые годы прошлого века эти столбы были снесены бульдозерами в овраг при расчистке пологого участка горы под закладку фруктового сада местного совхоза. При осмотре оврага подтвердилось то, что столбы (стелы) из местного песчаника, сваленные в него, имеют сходные между собой размеры.


За последние годы археологами на территории Большого Сочи обнаружены несколько культовых площадок раннего средневековья, на которых аналогичными столбами-менгирами отмечались ритуальные пространства. В докладе на шестой международной кубанской археологической конференции в докладе Н.В. Волкодав и Г.Г. Давыденко «Сохранение объектов археологического наследия в ходе подготовки XXII олимпийским зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 г. В Сочи. Первые итоги» было отмечено – «Из наиболее интересных памятников, выявленных на участках строительства линейных внекластерных объектов, следует выделить археологический комплекс «Ахштырь 2», открытый экспедицией ООО «Кубаньохранкультура» к югу от южной окраины с. Ахштырь на склоне надпойменной террасы левого берега р. Мзымта. Здесь на площади 6х10 м были найдены 7 каменных обработанных стел из серого песчаника. На одной из стел располагается схематичное изображение рыбы, на другой зафиксировано схематического изображения одномачтового судна и надпись на греческом языке » (Волкодав, Давыденко, 2013, с. 62).
Исходя из вышеизложенных фактов этнографии и археологии, можно с высокой степенью достоверности утверждать, что гора Бытха в древности не была обделена вниманием как в хозяйственной, так и в культовой сфере интересов убыхского народа. Статус её титула как священной горы имеет все необходимые аргументы.
Литература
Василиненко, 2007: Василиненко Д.Э. Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) Наследие Кубани. Вып. I. Сборник научных статей Краснодар. ОАО «Наследие Кубани». 2007.
Волкодав, Давыденко, 2013: Волкодав Н.В., Давыденко Г.Г. «Сохранение объектов археологического наследия в ходе подготовки XXII олимпийским зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 г. В Сочи. Первые итоги» материалы шестой международной кубанской археологической конференции. Краснодар 2013.
Воронов, 1979: Воронов Ю.Н. «Древности Сочи и его окрестностей» Краснодар, 1979.
Ворошилов, 2005: Ворошилов В.И., «Топонимы российского черноморья» Сочи-Майкоп 2005.
Инал-Ипа, 1971: Инал-Ипа Ш.Д. «Страницы исторической этнографии абхазов». Сухум, 1971.
URL: apsnyteka.org/600-inal-ipa_sh_ubykhi_i_ih_sviazi_s_abkhazami.html
Крылов, 2001: Крылов А. Б. «Религия и традиции абхазов» (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.)
URL:https://apsnyteka.org/952-krylov_a_religya_i_traditsii_abhazov_glava_II.html
Нибо, 2011: Анзор Нибо. Танец убыхов на горе Бытха. 05.04.2011 г.
URL:https://www.elot.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2338&Itemid=5
Торнау, 1999: Торнау Ф.Ф., «Воспоминания кавказского офицера» Нальчик, 1999.



Комментарии (136)
RSS свернуть / развернутьПонадёргали отовсюду цитат — а читатель сам разбирайся что к чему, и складывай воедино.
bescker
drevniy
BlackSea
bescker
drevniy
rasp
drevniy
Гораздо интереснее, чем всё вышеизложенное.
rasp
rootwing
liberalis
drevniy
VolK
VolK
drevniy
drevniy
VolK
BlackSea
drevniy
VolK
orfos
Такие статьи нужны, пишите. Благодарю за информацию!
Archto
VolK
drevniy
CHAMELEON
drevniy
pokerface
rem-sochi
drevniy
rem-sochi
drevniy
На Ахуне вроде есть развалины двух храмов, один вроде там где старый ресторан был, а второй на пятом кажется километре, который недавно экскаватором разворотили в поисках древностей.
Вот тут тоже писали про это. smartnews.ru/regions/krasnodar/14832.html
CHAMELEON
drevniy
maks-portal.ru/gorod/video/istoricheskoe-nasledie-sochi-poneslo-tyazheluyu-utratu-video
drevniy
Я неоднократно был на месте этого храма. Так там до его разрушения, постоянно кто-то копал, Даже палатки разбивали и жили там так называемые «черные копатели» несколько дней. Вроде доспехи нашли, предметы быта и оружие. Но никому из ученых видно дела не было до него. Все вход пытались откопать, но так и не смогли. Вот в конце экскаватор видно и пригнали.
CHAMELEON
Перед олимпиадой копали тоже по направлениям олимпстроя — посему удалённые памятники недоисследованы!
drevniy
rootwing
BlackSea
EugeneOst
Читаем Грибоедова — «амуры и зефиры все распроданы поодиночке». А как наш «светоч» культурный за океаном там поживал? Посмотрите источники — «Рабство было отменено после завершения Гражданской войны 1861—1865 годов и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Последним штатом, ратифицировавшим эту поправку только в 2013 году, был Миссисипи[7][8], фактически положив окончательный конец рабству в США, сделав его противозаконным и антиконституционным.»
Не нужно ту эпоху мерить нынешним «мерилом»!
Вот Вы сами пишете — «исправно нападали на соседей, грабили и уводили в рабство, пока русские варвары не пришли и не нарушили «мирную» жизнь.» Аллё! А мы то тут как оказались? С гуманитарной миссией?
Учите пожалуйста матчасть, а потом уж постите…
drevniy
EugeneOst
drevniy
orfos
drevniy
каменные. одна до метра, увезенная в Турцию. другая — выше человека, закопанная где-то в священной роще где-то на священной горе Бтха… обе украшены золотом и камнями…
zummer
efim
listcom
SmailOFF
SmailOFF
SmailOFF
SmailOFF
VVE_Rost
«Сведения, бытующие у населения после прочтения романа Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» увы, являются вторичными». Правильно!
Будьте любезны сообщить, где находятся первичные сведения о «золотых статуях» Бытхи. В каком документе, каким автором, кроме единственного случая в ХУДОЖЕСТВЕННОМ романе «Последний из ушедших» ХОТЬ РАЗ упоминается «СТАТУЯ БЫТХИ»? Где, кто и когда? Буду счастлив, если меня просветят на этот счёт!
Байки «народных шапсугских коллективов» предлагать не надо. ПЕРВИЧНЫЙ документ будьте любезны!
2. Хотелось бы разъяснений по поводу пристаней у Мацесты. У кого-то до этого топика было сомнение о морской торговле в Сочинском районе? У кого-то было сомнение, что в Сочи на каждом шагу полно керамики? Почитайте Воронова, посмотрите картинки. Сходите на пешеходную тропу со стороны Мацесты. Там вдоль тропы кучи средневековой керамики со всеми «валиками» и «вдавлениями». (ТОЛЬКО ЧУР, ЭТУ ЦИВИЛИЗАЦИЮ МЫ ОТКРЫЛИ!)
Пристань принадлежала убыхам или могла принадлежать и другим племенам?
3. Убыхи жили на Бытхе и на Мацесте в средние века? Есть тому доказательства, первичные документы?
4. АПОФЕОЗ: Кто, зачем и каким способом будет делать «возрождения убыхского этноса»?
Это вот как достопочтенный автор представляет? Хотелось бы узнать подробности. Зачем? Где? Каким образом? Уже какой-то народ таким образом «возрождали»? Есть ли планы восстановить другие исчезнувшие народы?
12345
1. Читаем внимательно дискуссию топика. Я как раз и отметил, что статуи могли быть каменные. Что значит статуи? Очевидно, антропоморфные или зооморфные менгиры. Несколько таких скоплений выявлены (Ахштырь, Каштаны), доклады были на Международных конференциях (6-я Кубанская и 4-е Анфимовские) (Подробности в докладе Н.В. Волкодав и Г.Г. Давыденко «Сохранение объектов археологического наследия в ходе подготовки XXII олимпийским зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 г. В Сочи. а также доклад Д.Э. Василиненко на Анфимовских чтениях). Если интересно — обсудим в следующем топике. Первичный документ в котором указано наличие развалин менгиров в овраге на территории средневекового селища Бытха на обработке в архивах Кубаньархеологии. Но сейчас есть фото, точное место и каждый желающий может прийти на объект и увидеть каменные колонны в овраге. По вопросу первичного документа именно по статуям на Бытхе увы, только археологические находки смогут таковой предоставить. Сейчас мы располагаем только косвенными данными. НО! Данные этнографии также являются документом. В работе Крылова это уже документ. Если непонятно — уточните, подскажу ссылку.
2. Сомнения о керамике, находка керамики на поверхности, «сомнения о торговле» увы не аргумент в реальной археологии. Грунт с керамикой может быть привозным в процессе строительства.
Мною выявлены останки древних каменных сооружений и сохранившийся культурный слой на участке протяжёностью около 200 метров. И этот факт зафиксирован документально и посетившая экспедиция Кубаньархеологии ставит памятник на государственную охрану.
А (ТОЛЬКО ЧУР, ЭТУ ЦИВИЛИЗАЦИЮ МЫ ОТКРЫЛИ!) — увы, кучка керамики на обочине.
Пристань принадлежала коренным жителям — а остальное уже дискуссии с товарищем Лавровым и прочими историками.
3. С учётом постоянной миграции кавказских племён можно долго дискутировать о заселении Бытхи убыхами. По данным этнографии они была для них священна. В тексте топика это указано. (Читаем труды Крылова, если нужно дам ссылку)
4.Во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятой 2 ноября 2001 г., отмечается, что культурные права являются неотъемлемой частью прав человека. Развитие культурного разнообразия зависит от того, насколько реализовываются эти права. Поэтому необходимо создавать условия для того, чтобы человек мог воспользоваться своими культурными правами, в том числе правом «самовыражения творчества и распространения своих произведений на любом языке по своему выбору, и, в частности, на своем родном языке (ст.5).
Нет оснований для полного списания этноса убыхов на «свалку» истории. Так, атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 6 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков, отмечается в материале агентства Associated Press. Мировое научное сообщество имеет немало примеров возрождения языков. Так, например восстанавливаемый в Англии корнский язык, «энтузиасты растят своих детей в двуязычной обстановке, говоря с ними и на английском языке, и на одной из перечисленных выше разновидностей корнского языка, что может привести к формированию новой стандартной нормы этого языка. К середине 1990-х годов около 2000 человек немного владели корнским языком». jazyki.clow.ru/page/0120.htm
Межрегиональная общественная правозащитная благотворительная организация «Комитет за гражданские права» www.civildignity.ru/ru/organisation_catalog/news/show/komitet_za_grajdanskie_prava-_49_narodov_rossii_nahodyatsya_pod_ugrozoy_ischeznoveniya Например, в 1970-е годы умер последний носитель мэнского языка. Однако чуть раньше, когда на британском острове Мэн оставалось ещё несколько пожилых людей, говоривших по-мэнски, к ним отправились лингвисты, которым удалось записать большой объём языкового материала. Речь идёт о текстах, на базе которых впоследствии было составлено подробное грамматическое описание языка и подготовлена серия учебных материалов для мэнцев, желающих выучить язык своих предков. Стали разрабатываться и школьные программы преподавания мэнского языка. Таким образом, в английской провинции появились люди, целенаправленно выучившие мэнский язык и пожелавшие, чтобы им овладели их дети. В настоящее время уже есть несколько семей, в которых дети считают своим первым языком мэнский.
В Сочи живут НЕПРЕРЫВНО сотни потомков убыхов. Независимо от чьих-то эмоций они сохранили своё самосознание и имеют конституционное право на ревитализацию (возрождение). Будем мы это обсуждать или не будем — наше право. Ничего личного — они себя уже возраждают на уровне ГосДумы РФ.
drevniy
kavpolit.com/articles/ubyhi_voinstvennoe_i_predpriimchivoe_plemja-10022/
drevniy
А язык — почему нет, пусть возрождают и хранят. Очень интересно было бы послушать — с двумя-то гласными)
VVE_Rost
Государство может не помогать, а признать факт.
А далее всё по нашей родной Конституции.
Культурная (национально-культурная) автономия — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию[1]. ( на основе Федерального закона «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ )
drevniy
efim
drevniy
efim
Интересно, они сейчас там практикуют.
kva-kva
drevniy
2. Любой реферат требует элементарной логики изложения. Заявлено, что гора Бытха — священная гора убыхов. Какое отношение к этому утверждению имеет находка кучки бытовой керамики? Кем доказано, что эта керамика принадлежала убыхам?
3. Находки якорей каким образом служат аргументом к утверждению «Бытха — священная гора убыхов? Кем доказано, что это якоря — убыхские.? Какое они имеют отношения к святости?
4. Найденные камни со следами известкового раствора какое отношение имеют к теме реферата? Кем доказано, что эти камни — храм (возможно, что и храм, но никаких доказательств нет!)? Кем доказано, что этот храм построили убыхи?
Вот эта куча камней на каком основании названа святилищем? Какое отношение эти камни имеют к убыхам. Это — куча камней:
Есть ритуальные знаки? Есть следы проведения обрядов?
Мои выводы: 1. никаких сведений о существовании на Бытхе статуй каких-либо птиц — нет! Если появятся первоисточники (только не „один мужик в Гудауте сказал!“) рад буду ознакомиться. Первоисточниками считаю сообщения информаторов, современных событиям времён убыхов в Сочи.
2. Убыхов в средние века, по мнению большинства исследователей, в Сочи не было. Генко, Валуйский, Ворошилов называют убыхов завоевателями, прибывшими в район Сочи в середине 19 века.
3. Находки якорей не указывают на принадлежность их убыхам и не имеют никакого отношения к теме „святости горы“.
4. Находки куч битых черепков не дают права сообщать об открытии новых цивилизаций и ничего не говорят о „святости горы“
4. Остатки сооружения из камней с известковым раствором не определены специалистами как храм и не определены специалистами как убыхские.
Реферат не годен. Аргументации нет! Святость горы Бытхи — выдумка Кизилова, основанная на пустых байках.
Обсуждать серьёзность заявлений о восстановлении этноса убыхов оставляют поклонникам творчества Кизилова!
12345
Представляю, как через несколько сотен лет кто-нибудь раскопает свалку в Уч-Дере и будет гадать, какая же цивилизация тут обитала… )
Alfie
До свиданья, гражданин Костиников.
drevniy
VolK
Запомни, товарисч, краеведение существует не для распространения пустых баек, а для опровержения их и для предоставления людям ДОСТОВЕРНЫХ, ПРОВЕРЕННЫХ СВЕДЕНИЙ!
12345
sochived.info/ubyihi-i-ih-etno-kulturnyie-svyazi-s-abhazami/
Золотых или каменных птиц искать в этих трудах бесполезно. Улетели. Но обещали вернуться и ревитаминизировать своё поголовье!
А про религию причерноморских горцев самый достоверный информатор — Л.Я. Люлье: sochived.info/catalog-books/
12345
liberalis
efim
efim
VolK
Все прекрасно понимают что никто и никогда не сможет объяснить зачем строили дольмены а может не надо доказывать для чего? Может просто искать дольмены, пещеры, древние кладки и т. д, сообщать о находках археологам а они уже профессионально все откопают исследуют и докажут! Вот если сразу бить по мозгам что не было никаких статуй, храмов, то экскаваторщик тупо откопав статую Убыхов разобьёт её ковшом и засыпет какой нибудь ров!
VolK
drevniy
liberalis
drevniy
liberalis
efim
efim
VolK
efim
efim
efim
Читаем внимательно тексты многоуважаемого Костиникова, его тексты верные сектанты даже и не проверяют — гуру сказал!!!
Специально копирую текст 12345 дословно — Мои выводы: 1. никаких сведений о существовании на Бытхе статуй каких-либо птиц — нет! Если появятся первоисточники (только не „один мужик в Гудауте сказал!“) рад буду ознакомиться. Первоисточниками считаю сообщения информаторов, современных событиям времён убыхов в Сочи.
2. Убыхов в средние века, по мнению большинства исследователей, в Сочи не было. Генко, Валуйский, Ворошилов называют убыхов завоевателями, прибывшими в район Сочи в середине 19 века.
3. Находки якорей не указывают на принадлежность их убыхам и не имеют никакого отношения к теме „святости горы“.
4. Находки куч битых черепков не дают права сообщать об открытии новых цивилизаций и ничего не говорят о „святости горы“
4. Остатки сооружения из камней с известковым раствором не определены специалистами как храм и не определены специалистами как убыхские.
Реферат не годен. Аргументации нет! Святость горы Бытхи — выдумка Кизилова, основанная на пустых байках.
!!! Теперь читаем вдумчиво — ВДУМЧИВО!!!
«Генко, Валуйский, Ворошилов называют убыхов завоевателями, прибывшими в район Сочи в середине 19 века.»
Аллё, граждане. Здесь все в школе-то учились? 19-й век это с 1800 до 1900 года!!! Это что — убыхи пришли в Сочи завоевателями в 1850- ом году???
Увольте, о чём мы тут дальше дискутируем. Да просто пора в среднюю школу возвращаться деятелям и обличителям!!!
drevniy
drevniy
Ну это просто «праздник какой-то...»
drevniy
efim
efim
efim
efim
efim
drevniy
efim
efim
Вы проигнорировали вопрос: " «Генко, Валуйский, Ворошилов называют убыхов завоевателями, прибывшими в район Сочи в середине 19 века.» (Автор В.Н. Костиников)"
drevniy
efim
efim
efim
drevniy
efim
Например 9-10 октября 2015 доклад о древних адыго-абхазах на греческих амфорах и древнегреческих письменах.
КАВКАЗЦЫ В ДРЕВНОГРЕЧЕСКОМ МИРЕ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
Международная научная конференция «Северный Кавказ: искусство в контексте времени» — секция «Древнее искусство Северного Кавказа» 09 октября 2015
Суджата Чандрасекаран
drevniy
А теперь, недоумок, придётся тебя в очередной раз мордой о стол повозить! Итак, что-же именно пишут Генко, Валуйский и Ворошилов: «Собственно убыхи постоянно были труднодоступными для изучения, на протяжении нескольких веков, разными авторами указывались в глубоких, неприступных горах и всегда отдельно от племени «Садша», но представляли из себя основное ядро убыхской народности, творцов своего собственного языка, о самостоятельности которого исследователи не имели никакого представления до тех пор, пока, на стыке XVIII и XIX столетий, по-видимому не без применения оружия, убыхи вытеснили собственно джигетов из некоторых прибрежных и примыкающих к ним горных районов и отняли «примечательный» джигетский аул Мутыхуасуа (примерно Ажек), который превратился в главную резиденцию знаменитого Хаджи Берзека Дагомуко и получил новое название «Пёх», а племя «Садша», оставив старую свою“.
Резюме: бедолага Кизилов наказан в очередной раз! Но ещё и фельетон пониже!
12345
vallahar
efim
Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем.
Согласно Генетической классификации языков убыхский язык (a-t°axə) являлся одним из Абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.
Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман.
Тевфик Эсенч был прототипом главного героя романа Б. Шинкубы «Последний из ушедших».
Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.
Убыхские женщины пользовались славой красивейших одалисок султанского гарема.
Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх», «pex», «pjox» (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфик Эсенча.
Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкубы «Последний из ушедших».
Убыхские женщины пользовались славой красивейших одалисок султанского гарема.
Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх», «pex», «pjox» (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфик Эсенча.
Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкубы «Последний из ушедших».
Убыхи — весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мздымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.
VolK
1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом;
2) Саше, между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхи, и
3) Вардане, между pp. Соча и Сюепсе.
Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе).
Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.
Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех.
Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью
VolK
VolK
VolK
VolK
Когда Кизилов сообщил о том, что он восстановит убыхский этнос, первой мыслью его почитателей, в частности VVE_Rost (неустанно восхищающегося незатейливостью кизиловских мыслеформ), что Кизилов создаст некую резервацию, где он будет проводить некие брачные манипуляции, после которых появится множество убыхов.
Нет — разъяснил поклонникам Кизилов, — убыхами будут становиться добровольцы, а он, Кизилов, договорится с конституцией и восстановит убыхам язык.
Нет ничего невозможного для Кизилова. Тем более после того, как он передвинул Эльбрус в Сочи, и показал турецкую карту, где русским языком было написано и красным маркером обведено, что Эльбурс находится в Сочи.
Таким образом, перед нами предстаёт картина достижения успеха простым сочинским пацаном, работавшим простым матросом на катамаране «Дагомыс».
Став заниматься краеведением, Андрей Кизилов сразу же стал учёным. Он открыл новую цивилизацию Ахеунта, он открыл цивилизацию на Ахуне, он отрыл новую археологическую культуру в Татьяновке, он сделал священной гору Бытху и населил её золотыми и каменными птицами. Вынужден был начать называть себя местоимением «Мы». Шлиман и Эванс курят в сторонке. Взатяг!
Теперь Кизилов ещё немного «прокачался». От уровня «Учёный» до уровня «Демиург»! Он придвинул к Сочи Эльбрус! Он воссоздаёт убыхский этнос. Он пообещал восстановить убыхский язык!
Меня часть спрашивают: «Зачем ругаться с Кизиловым. Надо объединиться и помочь, ради истории». Почему же я не помогаю? От зависти, конечно!
12345
И не важно была статуя из золота или камня, были тут богатые племена или нищета не в этом дело, самое главное что мы живем в таком исторически богатом крае что нам завидует вся Россия! Начиная от находок 70тыс.лет назад и более, кто в России может похвастаться таким?
VolK
МОРАЛЬ — может вникнуть в ситуацию? Вы только посмотрите — кто портит топик? Посмотрите топик Костиникова — я там что-нибудь нахамил? Что-либо сказал? Ё-моё — ну вы ведь вменяемые люди, неужели вы не видете очевидного?
Да я принципиально не трогаю этого вундеркинда. Что непонятно? Если вы пишете возмущения к возмутителям спокойствия, то хотя бы поинтересуйтесь — кто сорвал скатерть со стола и матерно начал орать на банкете!!!
drevniy
SmailOFF
drevniy
SmailOFF
drevniy
efim
efim
VolK
efim
efim
rem-sochi
Ну, раз так это понимает читатель — значит вам нужна монополия. Читайте впредь только 12345.
drevniy
rem-sochi
Выводы посетителей — ну у вас и бардак. Оба вы — и хозяин и дебошир дураки.
Вот на это и расчитывает Костиников когда несёт свои обвинения, утверждая, что убыхи пришли в Сочи в середине 19-го века!!!
drevniy
rem-sochi
efim
efim
efim
efim
vallahar
VolK
efim
efim
efim
efim
ugadai
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.