Почему же Бытха - священная гора?

Бытха — священная гора убыхов
Результаты этнографических и археологических исследований

А.С.Кизилов

Гора Бытха, на которой расположен одноимённый микрорайон Хостинского района города Сочи, расположена на берегу Чёрного моря и ограничена с запада рекой Бзугу а с востока рекой Мацеста. В населении бытует множество вариантов преданий о том, что гора Бытха была священной у коренного населения – убыхов.
В связи с начавшейся ревитализацией убыхского народа вопрос о Бытхе стал весьма актуальным при воссоздании истинной картины прошлого Убыхии. Чтобы многогранно рассмотреть эту тему я встретился с Русланом Заудиновичем Берзековым и обсудил с ним проблемы связанные со священной горой. Руслан Берзеков — глава правления Некоммерческого фонда «РОДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УБЫХ — БЕРЗЕК», проблему возрождения убыхского этноса считает самым главным своим призванием. Он рассказал мне, что «… до принятия ислама убыхи поклонялись языческим божествам. По преданиям, у народа были две статуи из чистого золота, олицетворяющие их богиню. Одна – большая Бытха, высотой несколько метров, стояла на вершине горы. Другая – малая Бытха, высотой метр, предназначалась для ритуальных обрядов. Покидая свои земли, убыхи малую Бытху забрали с собой, а большую закопали в пещере, завалив вход сотнями камней. Каждый уходящий должен был принести и бросить камень за себя и за всех предков, которых он помнил по имени. Потом статую долго искали, не знаю, может и нашли. Малая Бытха была вывезена в Турцию. След ее также пропал».
Бытует мнение о Бытхе и среди близкого к убыхам этноса шапсугов. Во время фестиваля «Радуга» прошедшем в 2011 году на горе Бытха в Доме культуры «Аэлита» состоялось выступление народного ансамбля «Шапсугия» под руководством Руслана Хейшхо. Зрители увидели знаменитый «Танец убыхов». «Символично, что шапсуги исполнили именно «Танец убыхов»», – отметил заместитель председателя «Адыгэ Хасэ» Аслан Гвашев. «Фестиваль «Радуга» прошел в доме культуры «Аэлита», расположенном в микрорайоне Сочи под названием Бытха. Это место, как известно, испокон веков почиталось у убыхов, оно так и переводится – «Священная гора» или «Гора Бога». Здесь, в историческом центре Убыхии, особая энергетика, ощущается сам дух прошедших времен, заставляющий вновь и вновь задуматься о трагической судьбе народа, который был вынужден покинуть землю предков без всякой надежды вернуться обратно…» (Нибо, 2011).



Каковы же научные подтверждения аргументов про действительно особый статус горы Бытха в культовых обрядах убыхов на протяжении их истории? Сведения, бытующие у населения после прочтения романа Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» увы, являются вторичными.

Тем не менее, упоминание горы Бытха имеется в трудах Шалва Денисовича Инал-Ипа «Убыхи и их этно-культурные связи с абхазами». «Еще более известным является название другой горы — Аублаа рныха. Так назывался одни из пунктов современной Батарейки, которая находится па территории гор. Сочи (против Маяцкого сквера). Но выражение «Аублаа рныха» если убыхское, то оно настолько, же и абхазское: по-абхазски оно означает: «Святилище рода Аублаа» (80). Сама Батарейка, как и гора по дороге на Мацесту, носила название Бытха, что переводится с абхазского как Камень Быта (Быт ихахә)» (Инал-Ипа, 1971). Из текста следует, что по статусу обе горы были равноценны.
Далее можно отметить следующую подтверждающую информацию и в трудах Александра Крылова «Религия и традиции абхазов» (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.), где описано следующее – «…респондент из фамилии Эбжноу, ныне проживающий в городе Гудаута, в качестве фамильной святыни назвал аныху Бытха — святилище, находившееся в окрестностях современного города Сочи. Скорее всего, данное упоминание в анкете о Бытхе связано с тем, что, как считается, современная абхазская фамилия Эбжноу происходит именно из убыхов.» (Крылов, 2001).
Также в трудах Александра Крылова проводится мнение жреца З. Чичба. «Абхазия оберегается и защищается семью святилищами-аныхами, совокупность которых называется “быжныха” (“семь святилищ”). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. Местные русские называют Инал-куба “святой горой”, считают, что там запрещено охотиться и еще помнят о том, как абхазы приходили в это место и совершали там жертвоприношения. Причем, по воспоминаниям старожилов, абхазы приносили в жертву одного барана, а второго — отпускали на волю (к большому удовольствию знавших об этом обычае местных жителей).
По поводу имени и расположения седьмого святилища у наших абхазских собеседников не было единого мнения. Заур Чичба и некоторые из опрошенных назвали таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Другие считали, что седьмым святилищем является Псху-ныха (однако большинство считало что Инал-куба и Псху-ныха — это одно и то же). Гораздо реже в качестве седьмого святилища назывались Аергъ-Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха». (Крылов, 2001).
Безусловно, что этнографического материала о священной горе Бытха очень мало, поскольку и самих убыхов осталось очень немного, но археологические исследования могут восполнить картину культовой и культурной значимости этого места города Сочи.
Анализ имеющихся первоисточников, описывающих маршруты торговых и караванных путей через Главный Кавказский хребет с территорий северного склона к Черноморскому побережью, приводит нас к логическому умозаключению о том, что на побережье имелись многочисленные портопункты. В этих конечных пунктах торговых путей товар аккумулировался в преддверии навигации и, соответственно, эти портопункты располагались в местах удобных якорных стоянок и пригодных участках к швартовке маломерного морского транспорта.
В апреле 2014 года при осмотре осыпей прибрежной полосы горы Бытха в районе впадения в море реки Мацеста мне довелось обнаружить очевидные свидетельства прибрежной инфраструктуры средневековой пристани.


Тому были предвестием неоднократные находки дайверов в море на траверзе Мацесты старых четырёхлапых якорей, вероятно утерянных турецкими фелюгами. Будучи свидетелем этих находок, я предположил, что пристань, которая использовалась в долгие годы, была, очевидно, смещена к западу от места впадения реки в море. Этому были верным подтверждением и те факты, что в некоторые годы мощные разливы реки Мацеста затапливали хозяйственные постройки советского периода расположенные с пренебрежением к природным реалиям. Очевидно, что этот фактор был основополагающим и в древности.
Каковы же исторические факты, подтверждающие вероятность нахождения средневековой пристани в данном районе. Перечитывая воспоминания барона Торнау о его путешествии с северного склона Кавказа на сочинское побережье (Ф.Ф.Торнау, «Воспоминания кавказского офицера» 1999.), мы можем убедиться, что, проходя торными тропами, он и группа проводников вышла к морю после прохождения аула Кбааде (ныне посёлок Красная Поляна) не на адлерское побережье, а именно в районе Мацесты. Безусловно, что конные караванные направления, выработанные тысячелетиями, проходили по оптимальным маршрутам и выходили к местам узловых пересечений торговых транспортных путей — сухопутных и морских.
Анализируя имеющиеся исторические документы, нельзя не отметить, что прибрежные пристани владетелей приморских джигетов располагались в различных местах, но принадлежали при этом одному и тому же племенному союзу. Таким образом, вполне объяснимым становится тот факт, что на различных генуэзских портуланах и старых турецких морских картах многие названия пристаней постоянно имеют некоторые смещения. Совсем недавние топонимы побережья Сочи подтверждают это предположение. Соча-пста, Соча-па и Соча-Бытх (соответственно — центральный Сочи, Сочи – район Светлана и Сочи – район Бытха) принадлежали одному владетелю и более того, по тем же историческим источникам сочинский владетельный князь Али Ахмет Аубла держал свою быстроходную шхуну в бухте около крепости Мамай-кала (ныне место впадения реки Псахе, микрорайон Мамайка) (Ворошилов, 2005, с. 143). Опять же, согласно описаниям Ф.Ф. Торнау, в прибрежном ауле возле устья реки Соча-пста, под охраной людей того же князя находились торговые склады турецких купцов (Торнау, 1999, с. 233). Анализируя имеющуюся информацию, очевидным становится тот факт, что в непосредственной близости от пристаней в течении столетий традиционно имелись как купеческие фактории, так и причальные сооружения. Периодические же военные конфликты местных обществ между собой могли делать некоторые пристани непригодными для безопасной торговли, и, вследствие этого, морские картографы изменяли на карте побережья и расположение точки искомого негоциантами пункта назначения. Портулан отмечал не место проживания того или иного племени, а место якорной стоянки и торговой пристани.
Осмотр обрывистого морского берега горы Бытха в районе впадения реки Мацеста и прилежащей к нему полосы прибоя выявил останки каменной стены сухой кладки и культурного слоя из раскрошившейся обожженной глины, а также десятки фрагментов различных крупногабаритных пифосов с фигурным налепом и свинцовое пряслице. Следует отметить, что все фрагменты керамики, найденные мною на пляжной полосе, сохранились от различных пифосов. Это очевидно, поскольку и цвет керамики, и орнаментация, и толщина в зоне декоративного налепа у этих фрагментов различны. Из этого можно сделать вывод, что эти фрагменты сохранились не от одного, случайно разбитого сосуда, а от различных пифосов, что подтверждает факт систематического пользования крупногабаритными сосудами на этом маленьком пятачке побережья.

рис. 1

На рис. 1. изображены фрагменты с декоративными налепами, фрагмент №1 был найден в полосе прибоя и обкатан морской волной, фрагменты №2,3,4 обнаружены на поверхности глинистого обрыва и не были смыты в зону прибоя, поэтому они прекрасно сохранили свою декоративную поверхность. Аналоги фрагментов обнаруженной мною керамики описаны в трудах Ю. Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» (Воронов, 1979, с. 97-98. рис. 53), это соответственно керамика раннесредневековых пифосов с Ачипсинской, Пслухской, Бешенской и Куницинской крепостей. В трудах Д.Э. Василиненко Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) (Василиненко, 2007, с. 280. рис. 4.) также имеются очевидные аналоги найденной керамики.
Наличие большого количества обожженной глины, смешанной с береговой галькой позволяет сделать предположение, что производство пифосов могло находиться непосредственно возле пристани. Это представляется вполне логичным, поскольку производство готовых пифосов и последующая их транспортировка по горной местности были бы несколько обременительны с экономической точки зрения. Спустя некоторое время в осыпи культурного слоя береговой линии была найдена железная «цана» (заготовка сыродувного железа), что говорит и о торговле на этом месте железом.

В сентябре 2014 года в сотне метров выше по склону горы от места находки прибрежного поселения в результате строительных работ выявились останки древнего сооружения из камня положенного на известковый скрепляющий раствор. Сопутствующая керамика аналогична найденной на берегу, что ставит описанные объекты в одинаковые хронологические рамки, а обнаруженные фрагменты храмовой цемянки, аналогичные покрытию храма в селе Весёлое, говорят о культовом предназначении разрушенного объекта. Побывавший в составе археологической экспедиции по мониторингу памятников главный специалист ОАО «Наследие Кубани» Дмитрий Эдуардович Василиненко произвёл осмотр найденных объектов и подтвердил подлинность находок. В настоящее время идёт процесс оформления охранной документации обнаруженных памятников.



Дальнейшее исследование выявленных памятников, очевидно, даст более объективную и полную информацию о поселении и средневековой пристани у восточной оконечности горы Бытха.
Вполне вероятно и нахождение на склонах горы Бытха и более ранних языческих культовых сооружений. Так, при археологических разведках западного склона горы Бытха перед началом строительства инфраструктуры олимпийских объектов, на нём было обнаружено средневековое поселение. Протяженность сохранившейся части селища ориентировочно можно
оценивать в 110-130 м с запада на восток, в 50 м с севера на юг.
Примерная площадь сохранившейся части памятника, составляет около
6000 м2. Памятник имеет большое значение для изучения эпохи раннего и
развитого средневековья Черноморского Побережья Кавказа.
Памятник выявлен в 2009 г. во время научно-исследовательских разведочных работ. Памятник визуально обследован в 2009 г. экспедицией ООО «Кубаньохранкультура» под руководством специалиста-археолога Н.В. Кондрякова. Памятник археологии Селище «Бытха» VIII-XI вв.
№37. Селище расположено на территории заброшенного фруктового сада.
Культурный слой частично распахан, через селище проложена грунтовая
дорога.
Работавший по открытому листу археолог Никита Владимирович Кондряков, сообщил также, что на территории поселения были найдены каменные столбы. Он сообщил, что по рассказам старожилов-дачников, угодья которых располагались на территории средневекового поселения, в шестидесятые годы прошлого века эти столбы были снесены бульдозерами в овраг при расчистке пологого участка горы под закладку фруктового сада местного совхоза. При осмотре оврага подтвердилось то, что столбы (стелы) из местного песчаника, сваленные в него, имеют сходные между собой размеры.




За последние годы археологами на территории Большого Сочи обнаружены несколько культовых площадок раннего средневековья, на которых аналогичными столбами-менгирами отмечались ритуальные пространства. В докладе на шестой международной кубанской археологической конференции в докладе Н.В. Волкодав и Г.Г. Давыденко «Сохранение объектов археологического наследия в ходе подготовки XXII олимпийским зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 г. В Сочи. Первые итоги» было отмечено – «Из наиболее интересных памятников, выявленных на участках строительства линейных внекластерных объектов, следует выделить археологический комплекс «Ахштырь 2», открытый экспедицией ООО «Кубаньохранкультура» к югу от южной окраины с. Ахштырь на склоне надпойменной террасы левого берега р. Мзымта. Здесь на площади 6х10 м были найдены 7 каменных обработанных стел из серого песчаника. На одной из стел располагается схематичное изображение рыбы, на другой зафиксировано схематического изображения одномачтового судна и надпись на греческом языке » (Волкодав, Давыденко, 2013, с. 62).
Исходя из вышеизложенных фактов этнографии и археологии, можно с высокой степенью достоверности утверждать, что гора Бытха в древности не была обделена вниманием как в хозяйственной, так и в культовой сфере интересов убыхского народа. Статус её титула как священной горы имеет все необходимые аргументы.

Литература

Василиненко, 2007: Василиненко Д.Э. Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) Наследие Кубани. Вып. I. Сборник научных статей Краснодар. ОАО «Наследие Кубани». 2007.

Волкодав, Давыденко, 2013: Волкодав Н.В., Давыденко Г.Г. «Сохранение объектов археологического наследия в ходе подготовки XXII олимпийским зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 г. В Сочи. Первые итоги» материалы шестой международной кубанской археологической конференции. Краснодар 2013.
Воронов, 1979: Воронов Ю.Н. «Древности Сочи и его окрестностей» Краснодар, 1979.

Ворошилов, 2005: Ворошилов В.И., «Топонимы российского черноморья» Сочи-Майкоп 2005.

Инал-Ипа, 1971: Инал-Ипа Ш.Д. «Страницы исторической этнографии абхазов». Сухум, 1971.
URL: apsnyteka.org/600-inal-ipa_sh_ubykhi_i_ih_sviazi_s_abkhazami.html
Крылов, 2001: Крылов А. Б. «Религия и традиции абхазов» (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.)
URL:https://apsnyteka.org/952-krylov_a_religya_i_traditsii_abhazov_glava_II.html

Нибо, 2011: Анзор Нибо. Танец убыхов на горе Бытха. 05.04.2011 г.
URL:https://www.elot.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2338&Itemid=5
Торнау, 1999: Торнау Ф.Ф., «Воспоминания кавказского офицера» Нальчик, 1999.
  • +86
  • 28 октября 2015, 23:19
  • drevniy

Комментарии (136)

RSS свернуть / развернуть
+
Выдержки из разных источников, не приведённые к единому стилю повествования.
Понадёргали отовсюду цитат — а читатель сам разбирайся что к чему, и складывай воедино.
avatar

bescker

  • 28 октября 2015, 23:34
+
+6
Вот из-за таких «Бескарей» всё реже пишу на привете!
avatar

drevniy

  • 28 октября 2015, 23:49
+
+1
Ой, не обращайте внимание! Спасибо Вас за рассказ, очень познавательно. А эти, ну пусть потешат своих демонов… а Вы пишите, пишите, не обращайте внимания;)
avatar

BlackSea

  • 29 октября 2015, 00:07
+
Спасибо)
avatar

bescker

  • 29 октября 2015, 00:09
+
Пожалуйста! Лишь бы в прок это всё было.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 00:42


+
Может попробовать на соответствующих академических сайтах, там быстрее поймут?
avatar

rasp

  • 29 октября 2015, 00:59
+
+7
Я там не пробую, я регулярно. Только что с конференции музея Востока. Но! Надо же и простым сочинцам сообщать. Иначе — зачем вообще все эти исследования и находки!
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 08:08
+
Тут как раз более интересный вопрос — зачем так настойчиво
простым сочинцам сообщать.
Гораздо интереснее, чем всё вышеизложенное.
avatar

rasp

  • 29 октября 2015, 23:20
+
а он прав, материал хороший, но отдает «пазловатостью» на картину девятый вал. вроде и автор известен и смысл ясен, а на фото лучше.
avatar

rootwing

  • 29 октября 2015, 12:04
+
Вот из-за таких «Бескарей» всё реже пишу на привете!
Это самое разумное Ваше решение. Ибо, чем меньше вы пишите и ковыряетесь в прошлом, тем спокойней будет в Сочи. Вам надо запретить писать.
avatar

liberalis

  • 29 октября 2015, 16:37
+
Неа! Запретить нужно «Либерастов»!
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 20:26
+
О я тоже такую «цана» на участке у себя откопал, ещё подумал чего она так глубоко в земле делала! Где то под сараем валяется! Наверно убыхи потеряли или выкинули!
avatar

VolK

  • 29 октября 2015, 00:13
+
Кстати вам подарочек скоро преподнесу! На пляже Новая Мацеста в море нашёл каменную дорогу из плит! Видео снял под водой, эту каменную дорогу, одинаковую кладку, но начинаю фильм монтировать качество падает ужасно! Надо как то вам передать все что отснял для изучения! Там бы расчистить от водорослей и снять профессиональной камерой! Кстати не далеко от берега и глубина метра два, три!
avatar

VolK

  • 29 октября 2015, 00:23
+
Это очень важная находка. Надеюсь — не шутка природы. Есть много информации о подводных находках в этом районе. Жаль только одного — никто не может показать второй раз найденное место. Надеюсь, Вы место запомнили хорошо. Да и вообще — пора нам давно в личку связаться.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 00:39
+
Хорошо бы «цаны» сравнить по весу и габаритам. Они должны быть по идее «стандартные». Спасибо за информацию.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 00:41


+
В личку написал! Место с кладкой дороги идёт параллельно всему пляжу Н Мацеста в пяти метрах за волнорезом! Лежат каменные плиты и между ними проложены каменные 20 см вставки и так повторяется много раз, такое могли сделать только люди! Одна каменная вставка торчит и видно что похожа на квадратный каменный столб!
avatar

VolK

  • 29 октября 2015, 00:57
+
у Вас видео есть, а фото выдержек нету? Интересно поглядеть.
avatar

BlackSea

  • 29 октября 2015, 09:21
+
Есть мои личные фото. Попозже выложу в теме.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 09:48
+
+1
Я видео передам drevniy, если он подтвердит постараюсь выложить!
avatar

VolK

  • 29 октября 2015, 10:06
+
Скиньте видео, пожалуйста, очень очень интересно.
avatar

orfos

  • 29 октября 2015, 19:38
+
Несколько лет назад видела плиты из песчаника возле строящегося частного дома на Бытхе (ниже многоэтажек), звонила директору выставочного зала — никакой реакции. Не знала, к кому ещё обратиться. Долго не могла забыть о равнодушии. Ведь это интересно!
Такие статьи нужны, пишите. Благодарю за информацию!
avatar

Archto

  • 29 октября 2015, 03:02
+
Так директор выставочного зала не при делах! Надо было к директору музея или сфотографировать! У нас тоже за ванным корпусом на Мацесте, возле автомойки лежал огромный жертвенный камень, в несколько тонн, несколько лет-пока не слежался, как ветром сдуло!
avatar

VolK

  • 29 октября 2015, 03:11
+
В следующий раз при такой ситуации сообщите мне, пожалуйста. Постараюсь реагировать оперативно.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 08:44
+
В следующий раз при такой ситуации сообщите мне, пожалуйста. Постараюсь реагировать оперативно.
А как с вами связаться. У меня дача на Ахуне и при ее строительстве часто попадались в земле наконечники стрел, различные глиняные и медные предметы похожие на тарелки, небольшие кувшины, кофейник, либо заварник.Тогда подумал, что если сообщить о находках, то дачи может кирдык придти, запретят строиться. Где теперь все эти предметы и не вспомнить, давно это было. Но может, что еще попадется, т.к. и не копали там. И да, много осколков стеклянных попадалось в земле, хотя земля была выделена в лесу и строительства рядом никакого не было, как и дороги к участку.Откуда там стекла в земле не понятно.
avatar

CHAMELEON

  • 29 октября 2015, 09:04
+
Пишите в личку. Свяжемся и будем сотрудничать ради исторического наследия нашего города.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 09:08
+
Поздравляю. Ваша дача стоит на древних могилах и дУхи от вас не отстанут)
avatar

pokerface

  • 30 октября 2015, 20:48
+
а мне про камень со странной дыркой на Ахуне никто не прокомментировал-что это?
avatar

rem-sochi

  • 29 октября 2015, 08:01
+
Честно скажу, нужно осматривать. Почему не по фото? Важно наличие натиров внутри тверстия, наличие конусности и многое другое. Именно этим определяется датировки и цели такого антропогенного воздействия. Его отличие — средневекового от современного, например.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 08:11
+
Ахун.стоянка.мусорники.прямо м 5 и справа этот каменюка просверленный насквозь и лежит.будете с оказией взгляните.
avatar

rem-sochi

  • 29 октября 2015, 08:13
+
Попытаюсь при случае.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 08:37
+
Ахун.стоянка.мусорники.прямо м 5 и справа
На самом верху?
На Ахуне вроде есть развалины двух храмов, один вроде там где старый ресторан был, а второй на пятом кажется километре, который недавно экскаватором разворотили в поисках древностей.
Вот тут тоже писали про это. smartnews.ru/regions/krasnodar/14832.html
avatar

CHAMELEON

  • 29 октября 2015, 08:57
+
Кhttps://maks-portal.ru/gorod/video/istoricheskoe-nasledie-sochi-poneslo-tyazheluyu-utratu-videoакие-то у Вас источники отдалённые. Вот самый точный репортаж с этого места.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 09:06
+
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 09:07
+
Какой под руку сейчас попал.

Я неоднократно был на месте этого храма. Так там до его разрушения, постоянно кто-то копал, Даже палатки разбивали и жили там так называемые «черные копатели» несколько дней. Вроде доспехи нашли, предметы быта и оружие. Но никому из ученых видно дела не было до него. Все вход пытались откопать, но так и не смогли. Вот в конце экскаватор видно и пригнали.
avatar

CHAMELEON

  • 29 октября 2015, 09:11
+
«никому из ученых видно дела не было до него» — нет. Дело в том, что застройка побережья значительно превосходит возможности Кубаньархеологии. Бюджеты несовместимы. Сейчас все археологи сосредоточены на Тамани — работают по трассе на Крым. Вот мы тут пока обделены.
Перед олимпиадой копали тоже по направлениям олимпстроя — посему удалённые памятники недоисследованы!
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 09:16
+
Ах… анус! — сказал бы грузин с медицинским образованием.
avatar

rootwing

  • 29 октября 2015, 12:06
+
по воспоминаниям старожилов, абхазы приносили в жертву одного барана, а второго — отпускали на волю
очень напомнило — Азазель. Если более точно знать обряд, то можно увидеть аналогию. А они может сродни Хазарам были?
avatar

BlackSea

  • 29 октября 2015, 09:25
+
На счёт золотых статуй — пишется, что до принятия ислама поклонялись языческим богам, соответственно и Бытха была языческим идолом. А так как до приходя русских там давно все в исламе были, то мало верится, что мусульмане рядом ходили сотни лет и золотишко языческое даже не трогали… Но зато исправно нападали на соседей, грабили и уводили в рабство, пока русские варвары не пришли и не нарушили «мирную» жизнь.
avatar

EugeneOst

  • 29 октября 2015, 10:11
+
+1
Комментирую! Вот мы «белые и пушистые» крепостное право отменили только в 1861 году, однако! А продажа крепостных и распродажа с разделением семей это как? Д э м о к р а т и я?
Читаем Грибоедова — «амуры и зефиры все распроданы поодиночке». А как наш «светоч» культурный за океаном там поживал? Посмотрите источники — «Рабство было отменено после завершения Гражданской войны 1861—1865 годов и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Последним штатом, ратифицировавшим эту поправку только в 2013 году, был Миссисипи[7][8], фактически положив окончательный конец рабству в США, сделав его противозаконным и антиконституционным.»
Не нужно ту эпоху мерить нынешним «мерилом»!
Вот Вы сами пишете — «исправно нападали на соседей, грабили и уводили в рабство, пока русские варвары не пришли и не нарушили «мирную» жизнь.» Аллё! А мы то тут как оказались? С гуманитарной миссией?
Учите пожалуйста матчасть, а потом уж постите…
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 11:51
+
То, что одни «гуманитарии» схлестнулись с другими «гуманитариями» это факт, — геополитика! Вы уж извините, но вы снова перевели разговор на другую тему… Конкретно вы верите в золотые статуи, которые якобы стояли до прихода русских?!
avatar

EugeneOst

  • 29 октября 2015, 12:14
+
Конечно же не верю. А вообще изваяния могли быть каменные. Вполне реально. А термин «золотые» скорее всего иносказательный.
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 12:18
+
Возможно, что термин и иносказательный, но энергетика на Бытхе хорошая.
avatar

orfos

  • 29 октября 2015, 19:39
+
Конечно же хорошая — она же «анухва»!
avatar

drevniy

  • 29 октября 2015, 20:18
+
про золотые Бтхи первый раз услышал тут.
каменные. одна до метра, увезенная в Турцию. другая — выше человека, закопанная где-то в священной роще где-то на священной горе Бтха… обе украшены золотом и камнями…
avatar

zummer

  • 29 октября 2015, 16:42
+
С бриллиантами и сапфирами величиной с кулак, так источники говорят, Это байка, у горцев кроме саманных домов и металлического барахла типа сабли и сохи ничего не было, ну там корова и овцы.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:11


+
Очень интересно, спасибо!
avatar

listcom

  • 29 октября 2015, 12:16
+
avatar

SmailOFF

  • 29 октября 2015, 17:26
+
avatar

SmailOFF

  • 29 октября 2015, 17:26
+
avatar

SmailOFF

  • 29 октября 2015, 17:27
+
после последнего дождя вымыло из грунта на диком пляже Заря Мацеста
avatar

SmailOFF

  • 29 октября 2015, 17:29
+
Интересно и легко читается, спасибо. На записных критиков не стоит обращать внимания — кроме критик они уже ничего не тянут. Малоценны такие замечания)
avatar

VVE_Rost

  • 29 октября 2015, 18:06
+
1. Про «золотые статуи Бытхи». Автор топика глубокомысленно заметил:
«Сведения, бытующие у населения после прочтения романа Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» увы, являются вторичными». Правильно!
Будьте любезны сообщить, где находятся первичные сведения о «золотых статуях» Бытхи. В каком документе, каким автором, кроме единственного случая в ХУДОЖЕСТВЕННОМ романе «Последний из ушедших» ХОТЬ РАЗ упоминается «СТАТУЯ БЫТХИ»? Где, кто и когда? Буду счастлив, если меня просветят на этот счёт!
Байки «народных шапсугских коллективов» предлагать не надо. ПЕРВИЧНЫЙ документ будьте любезны!

2. Хотелось бы разъяснений по поводу пристаней у Мацесты. У кого-то до этого топика было сомнение о морской торговле в Сочинском районе? У кого-то было сомнение, что в Сочи на каждом шагу полно керамики? Почитайте Воронова, посмотрите картинки. Сходите на пешеходную тропу со стороны Мацесты. Там вдоль тропы кучи средневековой керамики со всеми «валиками» и «вдавлениями». (ТОЛЬКО ЧУР, ЭТУ ЦИВИЛИЗАЦИЮ МЫ ОТКРЫЛИ!)
Пристань принадлежала убыхам или могла принадлежать и другим племенам?
3. Убыхи жили на Бытхе и на Мацесте в средние века? Есть тому доказательства, первичные документы?
4. АПОФЕОЗ: Кто, зачем и каким способом будет делать «возрождения убыхского этноса»?
Это вот как достопочтенный автор представляет? Хотелось бы узнать подробности. Зачем? Где? Каким образом? Уже какой-то народ таким образом «возрождали»? Есть ли планы восстановить другие исчезнувшие народы?
avatar

12345

  • 29 октября 2015, 22:49
+
Вежливо и по пунктам.
1. Читаем внимательно дискуссию топика. Я как раз и отметил, что статуи могли быть каменные. Что значит статуи? Очевидно, антропоморфные или зооморфные менгиры. Несколько таких скоплений выявлены (Ахштырь, Каштаны), доклады были на Международных конференциях (6-я Кубанская и 4-е Анфимовские) (Подробности в докладе Н.В. Волкодав и Г.Г. Давыденко «Сохранение объектов археологического наследия в ходе подготовки XXII олимпийским зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 г. В Сочи. а также доклад Д.Э. Василиненко на Анфимовских чтениях). Если интересно — обсудим в следующем топике. Первичный документ в котором указано наличие развалин менгиров в овраге на территории средневекового селища Бытха на обработке в архивах Кубаньархеологии. Но сейчас есть фото, точное место и каждый желающий может прийти на объект и увидеть каменные колонны в овраге. По вопросу первичного документа именно по статуям на Бытхе увы, только археологические находки смогут таковой предоставить. Сейчас мы располагаем только косвенными данными. НО! Данные этнографии также являются документом. В работе Крылова это уже документ. Если непонятно — уточните, подскажу ссылку.
2. Сомнения о керамике, находка керамики на поверхности, «сомнения о торговле» увы не аргумент в реальной археологии. Грунт с керамикой может быть привозным в процессе строительства.
Мною выявлены останки древних каменных сооружений и сохранившийся культурный слой на участке протяжёностью около 200 метров. И этот факт зафиксирован документально и посетившая экспедиция Кубаньархеологии ставит памятник на государственную охрану.
А (ТОЛЬКО ЧУР, ЭТУ ЦИВИЛИЗАЦИЮ МЫ ОТКРЫЛИ!) — увы, кучка керамики на обочине.
Пристань принадлежала коренным жителям — а остальное уже дискуссии с товарищем Лавровым и прочими историками.
3. С учётом постоянной миграции кавказских племён можно долго дискутировать о заселении Бытхи убыхами. По данным этнографии они была для них священна. В тексте топика это указано. (Читаем труды Крылова, если нужно дам ссылку)
4.Во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятой 2 ноября 2001 г., отмечается, что культурные права являются неотъемлемой частью прав человека. Развитие культурного разнообразия зависит от того, насколько реализовываются эти права. Поэтому необходимо создавать условия для того, чтобы человек мог воспользоваться своими культурными правами, в том числе правом «самовыражения творчества и распространения своих произведений на любом языке по своему выбору, и, в частности, на своем родном языке (ст.5).
Нет оснований для полного списания этноса убыхов на «свалку» истории. Так, атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 6 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков, отмечается в материале агентства Associated Press. Мировое научное сообщество имеет немало примеров возрождения языков. Так, например восстанавливаемый в Англии корнский язык, «энтузиасты растят своих детей в двуязычной обстановке, говоря с ними и на английском языке, и на одной из перечисленных выше разновидностей корнского языка, что может привести к формированию новой стандартной нормы этого языка. К середине 1990-х годов около 2000 человек немного владели корнским языком». jazyki.clow.ru/page/0120.htm
Межрегиональная общественная правозащитная благотворительная организация «Комитет за гражданские права» www.civildignity.ru/ru/organisation_catalog/news/show/komitet_za_grajdanskie_prava-_49_narodov_rossii_nahodyatsya_pod_ugrozoy_ischeznoveniya Например, в 1970-е годы умер последний носитель мэнского языка. Однако чуть раньше, когда на британском острове Мэн оставалось ещё несколько пожилых людей, говоривших по-мэнски, к ним отправились лингвисты, которым удалось записать большой объём языкового материала. Речь идёт о текстах, на базе которых впоследствии было составлено подробное грамматическое описание языка и подготовлена серия учебных материалов для мэнцев, желающих выучить язык своих предков. Стали разрабатываться и школьные программы преподавания мэнского языка. Таким образом, в английской провинции появились люди, целенаправленно выучившие мэнский язык и пожелавшие, чтобы им овладели их дети. В настоящее время уже есть несколько семей, в которых дети считают своим первым языком мэнский.
В Сочи живут НЕПРЕРЫВНО сотни потомков убыхов. Независимо от чьих-то эмоций они сохранили своё самосознание и имеют конституционное право на ревитализацию (возрождение). Будем мы это обсуждать или не будем — наше право. Ничего личного — они себя уже возраждают на уровне ГосДумы РФ.
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 08:45
+
Дабы сэкономить время на поиски ответа на последний вопрос предлагаю ссылку:

kavpolit.com/articles/ubyhi_voinstvennoe_i_predpriimchivoe_plemja-10022/
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 09:05
+
+1
Трудно представить, чем государство может способствовать возрождению убыхов, и надо ли? Это как — способствовать заключениб браков между ними, выделение поселений? С трудом как-то видится все это. Сами они в курсе своей миссии, оставшиеся убыхи, желают этого — или давно ассимилировались и живут спокойно?
А язык — почему нет, пусть возрождают и хранят. Очень интересно было бы послушать — с двумя-то гласными)
avatar

VVE_Rost

  • 30 октября 2015, 11:32
+
Ещё как в курсе! Скажем так — в движении.
Государство может не помогать, а признать факт.
А далее всё по нашей родной Конституции.
Культурная (национально-культурная) автономия — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию[1]. ( на основе Федерального закона «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ )
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 12:16
+
+1
А дальше признаем геноцид убыхов и потребуем компенсацию в денежном эквиваленте и потомки убыхов с 0,10 процентами крови будут требовать много и много
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:30
+
Слышь, Ефимка, ты тут смелый такой — может телефончик оставишь. Пообщаемся!!!
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 21:32
+
Да легко, Вы мне историю расскажите, а я поспорю маленько.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:45
+
Лет 5 назад гору Благодать облюбовали родноверы.Высокое место, дубы.
Интересно, они сейчас там практикуют.
avatar

kva-kva

  • 30 октября 2015, 11:16
+
Не знаю, к родноверам не отношусь и контактов с ними не имею…
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 12:18
+
+1
1. «Я как раз и отметил, что статуи могли быть каменные». Где доказательства, что на горе Бытха были статуи. Хоть золотые, хоть каменные. Аргументы типа" ОДИН МУЖИК В ГУДАУТЕ СКАЗАЛ" меня не устраивают. Где первичный документ с упоминанием статуй на Бытхе? Понятен вопрос?
2. Любой реферат требует элементарной логики изложения. Заявлено, что гора Бытха — священная гора убыхов. Какое отношение к этому утверждению имеет находка кучки бытовой керамики? Кем доказано, что эта керамика принадлежала убыхам?
3. Находки якорей каким образом служат аргументом к утверждению «Бытха — священная гора убыхов? Кем доказано, что это якоря — убыхские.? Какое они имеют отношения к святости?
4. Найденные камни со следами известкового раствора какое отношение имеют к теме реферата? Кем доказано, что эти камни — храм (возможно, что и храм, но никаких доказательств нет!)? Кем доказано, что этот храм построили убыхи?
Вот эта куча камней на каком основании названа святилищем? Какое отношение эти камни имеют к убыхам. Это — куча камней:

Есть ритуальные знаки? Есть следы проведения обрядов?

Мои выводы: 1. никаких сведений о существовании на Бытхе статуй каких-либо птиц — нет! Если появятся первоисточники (только не „один мужик в Гудауте сказал!“) рад буду ознакомиться. Первоисточниками считаю сообщения информаторов, современных событиям времён убыхов в Сочи.
2. Убыхов в средние века, по мнению большинства исследователей, в Сочи не было. Генко, Валуйский, Ворошилов называют убыхов завоевателями, прибывшими в район Сочи в середине 19 века.
3. Находки якорей не указывают на принадлежность их убыхам и не имеют никакого отношения к теме „святости горы“.
4. Находки куч битых черепков не дают права сообщать об открытии новых цивилизаций и ничего не говорят о „святости горы“
4. Остатки сооружения из камней с известковым раствором не определены специалистами как храм и не определены специалистами как убыхские.
Реферат не годен. Аргументации нет! Святость горы Бытхи — выдумка Кизилова, основанная на пустых байках.

Обсуждать серьёзность заявлений о восстановлении этноса убыхов оставляют поклонникам творчества Кизилова!
avatar

12345

  • 30 октября 2015, 16:57
+
Находки куч битых черепков

Представляю, как через несколько сотен лет кто-нибудь раскопает свалку в Уч-Дере и будет гадать, какая же цивилизация тут обитала… )
avatar

Alfie

  • 30 октября 2015, 17:18
+
+1
«Обсуждать серьёзность заявлений о восстановлении этноса убыхов оставляют поклонникам творчества ».
До свиданья, гражданин Костиников.
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 19:30
+
Котлеты отдельно-мухи отдельно! Надо заниматься или археологией или этносом! И надо не выяснять отношения а помогать друг другу-ради истории!
avatar

VolK

  • 30 октября 2015, 19:37
+
Бедняга! Не удалось ответить на мои простые вопросы! Теперь пойдут сопли и стенания…
Запомни, товарисч, краеведение существует не для распространения пустых баек, а для опровержения их и для предоставления людям ДОСТОВЕРНЫХ, ПРОВЕРЕННЫХ СВЕДЕНИЙ!
avatar

12345

  • 30 октября 2015, 19:38
+
P,S, А людям, желающим узнать достоверные сведения об убыхах, а не россказни Кизилова, основанные на байках какого-то его нового знакомого мужика про золотые статуи предлагаю следующие источники:
sochived.info/ubyihi-i-ih-etno-kulturnyie-svyazi-s-abhazami/

Золотых или каменных птиц искать в этих трудах бесполезно. Улетели. Но обещали вернуться и ревитаминизировать своё поголовье!

А про религию причерноморских горцев самый достоверный информатор — Л.Я. Люлье: sochived.info/catalog-books/
avatar

12345

  • 30 октября 2015, 19:44
+
Подпишусь под каждым Вашим словом.
avatar

liberalis

  • 30 октября 2015, 19:45
+
Пойдет на дачу для бордюра.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:25
+
Те камни длинные на фото.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:25
+
Есть одна проблема в истории это отсутствие письменности! То что можно откопать в архивах про Сочи это 200 лет назад а дальше пропасть! А найденные кладки стен, погребения, сокровища, дольмены, остатки храмов- это как можно трактовать? Например взять дольмен кто может с идеальной точностью обьяснить что это, массовым погребением людей он мог стать намного веков позже чем его соорудили! А если не погребальное сооружение тогда что? Можно такого понапридумать и сотни три диссертаций написать!
avatar

VolK

  • 30 октября 2015, 19:48
+
И чего теперь на все что не доказуемо закрыть глаза? Не было ни каких статуй не было ни каких великанов которые строили дольмены, небыло ни какого золотого руна, небыло ни каких неандертальцев и пещер? Храма Базилика в Имеретинке тоже нет-потому что не доказать? Может стена храма а может древняя стена туалета богатого убыха? Чего ругаться и перечить друг другу?
Все прекрасно понимают что никто и никогда не сможет объяснить зачем строили дольмены а может не надо доказывать для чего? Может просто искать дольмены, пещеры, древние кладки и т. д, сообщать о находках археологам а они уже профессионально все откопают исследуют и докажут! Вот если сразу бить по мозгам что не было никаких статуй, храмов, то экскаваторщик тупо откопав статую Убыхов разобьёт её ковшом и засыпет какой нибудь ров!
avatar

VolK

  • 30 октября 2015, 20:08
+
Даю 10 минут всем желающим подписаться под словами 12345 Костиникова, помимо Либералиса. Потом объясню почему…
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 20:32
+
А нас что, к стенке?
avatar

liberalis

  • 30 октября 2015, 20:48
+
К стане позора!
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 20:49
+
А кто нас будет приковывать к этой стене — дилетанты, типа Вас?
avatar

liberalis

  • 30 октября 2015, 20:52
+
А эта металлическая железяка-трак от трактора наверное, там наверху на фото.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 20:56
+
Которая с линейкой, золотые статуи убыхов-это вообще смешно, они нищие все были.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 20:58
+
Нищие наврятли-это вы нищие по сравнению с ними! Они кушали с серебряных тарелок и золотых кубков а вы из пластика кушаете! В их погребениях мечи и доспехи в золоте а у вас ящик из сосны!
avatar

VolK

  • 30 октября 2015, 21:05
+
Покажите в их погребениях золотые кубки, для информации на Агурчике наверху кучи камней-вот это все, что от них осталось.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:13
+
Это и есть убыхи с 1 кавказской и никто о них не помнит, разве что трактор, который дорогу равнял.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:14
+
У них то и денег не было в обиходе, разве что турецкие.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:15
+
Ну вроде как все высказались? Удивительно — все умные, некоторые даже возмущаются и хамят…
Читаем внимательно тексты многоуважаемого Костиникова, его тексты верные сектанты даже и не проверяют — гуру сказал!!!
Специально копирую текст 12345 дословно — Мои выводы: 1. никаких сведений о существовании на Бытхе статуй каких-либо птиц — нет! Если появятся первоисточники (только не „один мужик в Гудауте сказал!“) рад буду ознакомиться. Первоисточниками считаю сообщения информаторов, современных событиям времён убыхов в Сочи.
2. Убыхов в средние века, по мнению большинства исследователей, в Сочи не было. Генко, Валуйский, Ворошилов называют убыхов завоевателями, прибывшими в район Сочи в середине 19 века.
3. Находки якорей не указывают на принадлежность их убыхам и не имеют никакого отношения к теме „святости горы“.
4. Находки куч битых черепков не дают права сообщать об открытии новых цивилизаций и ничего не говорят о „святости горы“
4. Остатки сооружения из камней с известковым раствором не определены специалистами как храм и не определены специалистами как убыхские.
Реферат не годен. Аргументации нет! Святость горы Бытхи — выдумка Кизилова, основанная на пустых байках.
!!! Теперь читаем вдумчиво — ВДУМЧИВО!!!
«Генко, Валуйский, Ворошилов называют убыхов завоевателями, прибывшими в район Сочи в середине 19 века.»
Аллё, граждане. Здесь все в школе-то учились? 19-й век это с 1800 до 1900 года!!! Это что — убыхи пришли в Сочи завоевателями в 1850- ом году???
Увольте, о чём мы тут дальше дискутируем. Да просто пора в среднюю школу возвращаться деятелям и обличителям!!!
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 21:26
+
Похоже Владимир Вы чего-то выпили? Или пора головушку проверить у докторов…
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 21:27
+
«Генко, Валуйский, Ворошилов называют убыхов завоевателями, прибывшими в район Сочи в середине 19 века.» (Автор В.Н. Костиников)
Ну это просто «праздник какой-то...»
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 21:29
+
Да не жили здесь убыхи раньше 1790-1800 годов, это все равно что доказывать, что крымские татары жили в Крыму с давних времен путая татар хана Узбека, племянника Чингиз-хана и тех, что из Турции прибыли.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:33
+
Все храмы или базилики датируются по Сочи с 7-14 век и потом дыра в истории, вот были тут аланы до 14 и потом все.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:35
+
Как будто мор прошел.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:35
+
И потом история начинается с 1 кавказской.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:36
+
А называть все народы убыхами-это смешно, здесь столько проходило мимо всех и не посчитаешь.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:37
+
Вы прям весь в учителя 12345 — много громких слов, но мало доказательств…
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 21:36
+
У Вас тоже, таких черепков по всем ерекам полно и на всех горках, везде кувшины таскали и роняли, у меня их на даче находил и ручки керамические от кувшинов, только поди определи, толи пьяный казак в 20 уронил, толи раньше.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:39
+
То есть информации много не дают, вот те с пляжа-это 4-7 век по насечкам видно.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:40
+
efim, перестаньте смешить людей! Вы понимаете разницу между разбитым кувшином и культурным слоем? Если понимаете — значит Вы троллите, если не понимаете — значит тем более, о чём разговор.
Вы проигнорировали вопрос: " «Генко, Валуйский, Ворошилов называют убыхов завоевателями, прибывшими в район Сочи в середине 19 века.» (Автор В.Н. Костиников)"
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 21:48
+
Я это не читал, а черепки после дождя везде лезут, как грибы, просто многим до них дела нет.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:55
+
Это Вы обращаете внимание, так как есть интерес в истории города, а многие ходят мимо и для них что один черепок, что другой -все едино.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:56
+
Надо еще народ цебильды отыскать, может кто остался в аулах, их тут и дальше правда арабы в 7 веке вышибли и потом глубже копнуть так к веку 2 поздние сарматы и потом окажется, что мы от них произошли и это наши законные земли, которые потом убыхи заняли.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 21:47
+
Вам батенька нечем заняться? Идите поспите. Я тут с ветряными мельницами воевать не собираюсь. Хочешь пообщаться — пиши в личку и дай телефон. Покажу и расскажу. Некогда мне отслеживаить твои рассуждения!!!
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 21:50
+
Вы лучше расскажите про греческий храм, который на мыс Видном был и одновременно об том периоде времени расскажите где были убыхи в то время.
avatar

efim

  • 30 октября 2015, 22:08
+
По этому поводу стоит создать отдельный топик. Пока тут многие рассуждают опираясь на газеты «времён Очаковских и покоренья Крыма» на научных конференциях проходят сенсационные доклады.
Например 9-10 октября 2015 доклад о древних адыго-абхазах на греческих амфорах и древнегреческих письменах.
КАВКАЗЦЫ В ДРЕВНОГРЕЧЕСКОМ МИРЕ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
Международная научная конференция «Северный Кавказ: искусство в контексте времени» — секция «Древнее искусство Северного Кавказа» 09 октября 2015
Суджата Чандрасекаран
avatar

drevniy

  • 30 октября 2015, 22:48
+
«Похоже Владимир Вы чего-то выпили? Или пора головушку проверить у докторов… „
А теперь, недоумок, придётся тебя в очередной раз мордой о стол повозить! Итак, что-же именно пишут Генко, Валуйский и Ворошилов: «Собственно убыхи постоянно были труднодоступными для изучения, на протяжении нескольких веков, разными авторами указывались в глубоких, неприступных горах и всегда отдельно от племени «Садша», но представляли из себя основное ядро убыхской народности, творцов своего собственного языка, о самостоятельности которого исследователи не имели никакого представления до тех пор, пока, на стыке XVIII и XIX столетий, по-видимому не без применения оружия, убыхи вытеснили собственно джигетов из некоторых прибрежных и примыкающих к ним горных районов и отняли «примечательный» джигетский аул Мутыхуасуа (примерно Ажек), который превратился в главную резиденцию знаменитого Хаджи Берзека Дагомуко и получил новое название «Пёх», а племя «Садша», оставив старую свою“.
Резюме: бедолага Кизилов наказан в очередной раз! Но ещё и фельетон пониже!
avatar

12345

  • 31 октября 2015, 10:12
+
а стыке XVIII и XIX столетий, по-видимому не без применения оружия, убыхи вытеснили собственно джигетов из некоторых прибрежных и примыкающих к ним горных районов и отняли «примечательный» джигетский аул Мутыхуасуа (примерно Ажек),
Вот те раз нифига себе как далеко. А я думал что Мусытыхуасо находился гораздо ближе на километров 10-15 чем Ажек. В р-не нынешней Пластунки, конечная 102 автобуса. Про этот аул сказано что возле него находилось священное дерево гигантских размеров, класса белолиственный тополь, 14.5 метров в диаметре у подножия. Которое как известно находилось в 11-12 км от моря по реке Сочи. Так что Мусытыхуасо не Ажек, будьте точнее в определениях, 10-15 км для Сочи это большое расстояние, особенно учитывая и без того маленький ареал распространения убых. И да даже если убыхи и выбили этот аул у полуабазин в 1800е гг, кто жил в р-не реки Ажек до 1800х гг. всё равно неизвестно.Т.к. поляна Убых и аул Апохуа (чисто убыхское название), между которыми находится эта река, довольно далеко от неё. Так что хоть и неизвестно, но с большой долей вероятностью это были владения не абазин.
avatar

vallahar

  • 13 декабря 2015, 00:12
+
Вы имеете ввиду гениохов, так они к абхазам и адыгам никакого отношения не имеют, тех просто не было тогда.
avatar

efim

  • 31 октября 2015, 18:46
+
Буду добивать окончательно:
Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем.
Согласно Генетической классификации языков убыхский язык (a-t°axə) являлся одним из Абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.
Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман.
Тевфик Эсенч был прототипом главного героя романа Б. Шинкубы «Последний из ушедших».
Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.
Убыхские женщины пользовались славой красивейших одалисок султанского гарема.
Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх», «pex», «pjox» (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфик Эсенча.
Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкубы «Последний из ушедших».
Убыхские женщины пользовались славой красивейших одалисок султанского гарема.
Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх», «pex», «pjox» (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфик Эсенча.
Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкубы «Последний из ушедших».
Убыхи — весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мздымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.
avatar

VolK

  • 30 октября 2015, 22:34
+
Убыхи делились на
1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом;
2) Саше, между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхи, и
3) Вардане, между pp. Соча и Сюепсе.
Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе).
Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.
Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех.
Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью
avatar

VolK

  • 30 октября 2015, 22:35
+
Сила или смекалка, либо третейский суд разрешает спорь; между ними. У знатных нередко бывает, что родичи убивают один другого вместе с большею частью братьев. И лишь только один из братьев умрет, другой на следующую же ночь берет жену покойного, свою невестку, ибо позволяется у них иметь даже несколько жен, которые все считаются законными. Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, его отдают на попечение одному из слуг, и тот ежедневно его возит с собою на коне с маленьким луком в руках, и как завидит курицу или [другую] птицу, а не то свинью или другое животное, то учит его стрелять, а затем, когда он станет побольше, он и сам охотится за этою живностью в своих же собственных владениях, и подданный не смеет чинить ему никаких препятствий. Сделавшись же взрослыми мужчинами, они проводят свою жизнь в постоянной охоте на диких зверей, но более всего охотятся за домашними [животными] и даже за людьми. Страна их по большей части болотистая, поросшая во многих местах тростником и аиром, из корней которого добываются благовония. Упомянутые болота происходят от больших рек, каковы: Танаис, носящий и ныне такое название, Ромбите, или Копа и множество других, больших и малых речек, изобилующих заливами и образующих почти необъятные болотистые пространства, о которых я говорил выше. Через эти болота проложено множество троп и переходов, и таким-то образом, прокрадываясь этими тайными тропами, они нападают внезапно на бедных крестьян и уводят их окот и их собственных детей, которых затем, перевозя из одной местности в другую, обменивают или продают. И так как в этой стране не употребляется и не имеется в хождении никакая монета (деньга), особенно внутри страны, то их сделки совершаются на бокассины, то есть куски полотна на рубаху, и они оценивают всякую вещь для продажи и ценность всех товаров измеряется в кусках материи. Большая часть проданных увозится в город Каир, в Египет, и таким образом [случается], что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были,— в величайших владык на свете и государей нашего века, а именно, в султанов, эмиров и т. п. Верхняя часть одежды у них делается из валяной шерсти, наподобие церковной мантии, которую они носят открытой с одной стороны, так, чтобы правая рука оставалась свободной. На голове [носят] шапку из этого же войлока, в виде сахарной головы по форме. Под плащом они носят так называемые tpelicci из шелковой или полотняной материи с широкими [49] складками и собранные у пояса снизу, наподобие того, как носили древние римляне. Носят сапоги и ботинки, надеваемые одни на другие и очень нарядные, а также широкие холщовые шаровары. Усы носят длиннейшие. Имеют также [при себе] всегда на боку прочее свое снаряжение, а именно, огниво в красивом кожаном кисете, которые делают и расшивают их женщины. Носят с собою бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный, как говорят иные, для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными фуками, оскверненными и загрязненными человекоубийством. Они бреют также волосы на лобке всякий раз, когда они идут сражаться, говоря, что стыдно и грешно, если мертвого увидят с волосами на этом месте. Они поджигают дома врагов горящей серой, которую привязывают к стрелам, дома же там все соломенные. В домах у них имеются массивные золотые чаши, стоимостью от тридцати до пятисот дукатов (я говорю здесь о знатных), также и серебряные, из которых они пьют с величайшей торжественностью, которой обставляется у них эта церемония более, чем любые другие обрядности. Они выпивают постоянно и во славу божию, и во имя святых, и во здравие родичей, и в честь памяти умерших друзей и в память каких-либо важных и замечательных подвигов, и пьют с большою торжественностью и почтением, словно совершая священнодействие, всегда с обнаженной головой в знак наивысшего смирения. Они спят с так называемым ими панцирем, то есть кольчужной рубахой под головой, вместо подушки, и с оружием наготове и, пробудившись внезапно, тотчас надевают на себя этот панцирь и оказываются сразу же вооруженными.
avatar

VolK

  • 30 октября 2015, 22:36
+
Муж и жена ложатся в постель так, что голова [одного обращена] к ногам другого, а постели у них делаются из кожаных [мешков], набитых засушенными цветами, благовонными травами и аиром. Они держатся того мнения, что никто не должен считаться благородным, если о нем имеются слухи, что он когда-либо занимался недостойным делом, хотя бы то был [человек] из самого древнего, даже царского рода. Они хотят, чтобы дворяне не занимались никакими торговыми делами, исключая продажи своей добычи, говоря — благородному подобает лишь править своим народом и защищать его, да заниматься охотой и военным делом. И весьма восхваляют щедрость и дарят охотно все свое имущество, за исключением коня и оружия. А что касается их одежды, то тут они не только щедры, а [просто] расточительны, и по этой причине оказывается, что они по большей части хуже одеты, чем их подданные. И несколько раз в году, когда они справят себе новое платье, или красную шелковую [50] рубаху, какие у них в обычае, то сейчас же все это выпрашивается в дар вассалами. Если же откажутся отдать или покажут свою не охоту, то это у них считается величайшим позором. И потому стоит только попросить у них что-либо подобное, как они сейчас же предлагают [взять], снимают с себя и берут взамен жалкую рубаху низкого просителя, по большей части, худую и грязную, и таким образом, почти всегда знатные одеты хуже других, за исключением обуви, оружия и коня, которых никогда не дарят. В этом имуществе заключается вся их роскошь, и часто случается, что отдают все свое состояние за коня, который им понравится, и нет у них ничего дороже хорошего коня. Если же случится им приобрести в качестве добычи или иным путем золото или серебро, то сейчас же они его тратят на те чаши, о которых я говорил выше, или же на украшение седла, обычней же всего — на украшение оружия, поскольку в ином виде оно у них не в ходу, особенно внутри страны, так как жители побережья занимаются торговлей более. Они постоянно воюют с татарами, которые окружают их почти со всех сторон. Ходят даже за Босфор вплоть до Херсонеса Таврического, той провинции, где находится колония Каффа, основанная в древности генуэзцами. Охотнее всего совершают походы в зимнее время, когда море замерзает, чтобы грабить жителей скифов, и горсточка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и [сами они] выказывают больше храбрости. Их военный головной убор походит на те, которые мы видим на древних изображениях, он закрывает щеки и прикрепляется под горлом, по древнему обычаю. Татары — народ более терпеливый (и выносливый) в нужде настолько, что это просто удивительно, и потому они часто одерживают победу над черкесами тем, [что] с самого начала, если возможно, заводят их в какие-нибудь непроходимые болота, в снега или холодные места, лишенные всего необходимого, и там благодаря своему терпению и настойчивости нередко их побеждают. Эти зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей [отличающихся] величественной наружностью между мамелюками и эмирами, большинство которых, как было сказано, из их племени. То же самое [следует сказать] об их женщинах, которые в этой стране в высшей степени гостеприимны и по отношению к чужестранцам. Вообще у них в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого. Хозяина и гостя они называют «конак», что значит по-латински hospite. По уходе гостя хозяин провожает конака-чужестранца до другого гостеприимного крова, охраняет его и, если потребуется, то отдает за него жизнь как самый преданный [друг]. И хотя, как было сказано, грабеж в здешней стране — такое обычное явление, что на этом деле, казалось бы, заработать им и не грех, однако конакам своим [51] они обычно остаются верны и дома и вне дома [и относятся к ним] с величайшим радушием. У них позволяется лапать девушек, их дочерей [по всему телу] от головы и до ног, особенно в присутствии родителей, хотя полового акта никогда не допускают. А когда чужеземец-конак расположился отдохнуть или же уснет и пробудится [ото сна], эти девушки самым любезным образом ищут у него блох и прочую нечисть, которая составляет присущее тамошнему краю и весьма частое явление. Эти девушки входят в реку [купаясь] нагими на глазах у всех, и тогда можно заметить, что очень многие прекрасно сложены и белы [телом]. Пища их состоит главным образом из той рыбы, которую они называют теперь anticei так же, как в древности [она называлась] у Страбона, в действительности же это — осетры, больших и меньших размеров. А пьют они воду из своих источников, очень полезную для пищеварения. Употребляют в пищу еще и мясо животных домашних и диких; кукурузы и виноградного вина у них нет; много проса и других зерновых продуктов, из которых они делают хлеб и различные кушанья, а также напиток, называемый буза. Они употребляют также вино из меда пчел. Их жилища все делаются из соломы, камыша и дерева, и весьма считалось бы зазорным для сеньора или знатного человека, если б он выстроил замок или жилище с крепкими [каменными] стенами, ибо говорят, что благодаря этому человек обнаруживает свою низость и трусость, неспособность уберечь себя и защищаться, и вследствие этого все живут в вышеописанных лачугах и в деревушках, и нет ни одной, даже самой маленькой, крепости во всей той стране, и хотя встречаются какие-то башни и древние крепостные стены, но их используют для себя крестьяне, так как благородные сочли бы это для себя позором. Они сами каждодневно делают для себя стрелы, даже [находясь] на лошади, и делают превосходно, [так что] немногие стрелы можно найти, которые бы пролетали большее расстояние, чем ихние, с остриями или наконечниками, закаленными наилучшим образом. Знатные женщины у них не занимаются никакой работой, за исключением вышивания и украшения кожаных изделий; они расшивают узорами кожаные кисеты для огнива (о которых говорилось выше) и очень красивые кожаные же кушаки.
avatar

VolK

  • 30 октября 2015, 22:36
+
Похороны у них совершаются очень странно. Когда умирают знатные люди, они устраивают в поле высокое деревянное ложе, на которое кладут мертвеца в сидячем положении, предварительно вынув у трупа внутренности и здесь в продолжение восьми дней его посещают родные, друзья и подданные, которые приносят различные дары, вроде серебряных чаш, луков, стрел и других предметов. По обе стороны ложа становятся двое из [числа] наиболее близких родственников, пожилого возраста, каждый опираясь на посох, а над ложем по левую сторону [52] стоит девушка со стрелою в руке, на стреле у нее развевается шелковый платок, которым она отгоняет мух от покойника даже в холодное время, длящееся большую часть года в этих краях. А лицом к мертвецу сидит на особом возвышении первая из жен и не отрываясь глядит на мертвого мужа, но не плачет, потому что плакать считается постыдным, и так проводят они большую часть дня, вплоть до восьмого, после чего погребение совершается таким образом: берут очень большое дерево и от самой толстой его части отрубают в длину, сколько следует, затем раскалывают надвое, очищают и вынимают из сердцевины столько, чтобы поместилось тело вместе с частью принесенных даров, о которых говорилось выше. Затем, положив умершего в это углубление, складывают обе половины дерева и несут к месту, предназначенному для погребения, где собирается большая толпа народа. Ему делают так называемую могилу, т. е. земляную насыпь, и чем важнее был [умерший] и чем более имелось у него подданных и друзей, тем выше и больше насыпается этот холм; между тем самый близкий из родичей собирает принесенные дары, и все время раздает присутствующим, и чем более он любил и чествовал покойного, тем менее этих даров хоронилось с ним. Существует также обычай на похоронах великих лиц устраивать некое варварское жертвоприношение, которое представляет собой весьма замечательное зрелище. Берут девушку лет двенадцати или четырнадцати и сажают на шкуре только что заколотого вола, расстеленную на земле, и в присутствии всех стоящих вокруг мужчин и женщин, самый сильный или отважный юноша под своей буркой пытается лишить девственности эту девушку; и весьма редко, чтобы она, сопротивляясь, не вырывалась от него три или четыре раза, и даже еще более, прежде чем быть побежденной. Когда же она, утомленная и обессиленная бесчисленными уговорами и обещаниями, что будет считаться женою, и другими в том же роде, наконец, сдается, храбрец ломает дверь и входит в дом. И потом, как победитель, показывает тут же окружающим ее одежды с пятнами крови, а присутствующие женщины, словно от стыда, отворачивают лицо, притворяясь, что не хотят смотреть, не будучи, однако, в состоянии удержатся от смеха. После похорон несколько раз в час, определенный для еды, обряжают коня умершего и посылают его в поводу с одним из слуг к могиле, и там он до трех раз зовет покойника по имени, приглашая его прийти и разделить трапезу с родными и друзьями. Но видя, что никакого ответа нет, слуга с конем возвращается обратно и заявляет, что он не отозвался. И тогда, считая, что исполнили свой долг, пьют и едят в честь умершего…
avatar

VolK

  • 30 октября 2015, 22:37
+
Акты творения Кизилова

Когда Кизилов сообщил о том, что он восстановит убыхский этнос, первой мыслью его почитателей, в частности VVE_Rost (неустанно восхищающегося незатейливостью кизиловских мыслеформ), что Кизилов создаст некую резервацию, где он будет проводить некие брачные манипуляции, после которых появится множество убыхов.
Нет — разъяснил поклонникам Кизилов, — убыхами будут становиться добровольцы, а он, Кизилов, договорится с конституцией и восстановит убыхам язык.
Нет ничего невозможного для Кизилова. Тем более после того, как он передвинул Эльбрус в Сочи, и показал турецкую карту, где русским языком было написано и красным маркером обведено, что Эльбурс находится в Сочи.

Таким образом, перед нами предстаёт картина достижения успеха простым сочинским пацаном, работавшим простым матросом на катамаране «Дагомыс».
Став заниматься краеведением, Андрей Кизилов сразу же стал учёным. Он открыл новую цивилизацию Ахеунта, он открыл цивилизацию на Ахуне, он отрыл новую археологическую культуру в Татьяновке, он сделал священной гору Бытху и населил её золотыми и каменными птицами. Вынужден был начать называть себя местоимением «Мы». Шлиман и Эванс курят в сторонке. Взатяг!

Теперь Кизилов ещё немного «прокачался». От уровня «Учёный» до уровня «Демиург»! Он придвинул к Сочи Эльбрус! Он воссоздаёт убыхский этнос. Он пообещал восстановить убыхский язык!

Меня часть спрашивают: «Зачем ругаться с Кизиловым. Надо объединиться и помочь, ради истории». Почему же я не помогаю? От зависти, конечно!
avatar

12345

  • 31 октября 2015, 10:16
+
От ваших разборок тут страдает только ваш авторитет в глазах простых участников и читателей сайта! Какая разница кто профессиональнее и правдивее- главное ведь история!
И не важно была статуя из золота или камня, были тут богатые племена или нищета не в этом дело, самое главное что мы живем в таком исторически богатом крае что нам завидует вся Россия! Начиная от находок 70тыс.лет назад и более, кто в России может похвастаться таким?
avatar

VolK

  • 31 октября 2015, 12:33
+
Очень удивляет, сколько можно объяснять!!! Вы ведь взрослые люди… Неужели вы не можете отследить последовательность событий? 1. Я создаю топик… 2. Всем нравится. 3. Появляется Костиников и гадит в топике!!! 4. Я говорю в ответ — перестань хамить пошёл вон. 5. Апофеоз — пишут комментарии — хватит вам говно друг на друга лить!!!
МОРАЛЬ — может вникнуть в ситуацию? Вы только посмотрите — кто портит топик? Посмотрите топик Костиникова — я там что-нибудь нахамил? Что-либо сказал? Ё-моё — ну вы ведь вменяемые люди, неужели вы не видете очевидного?
Да я принципиально не трогаю этого вундеркинда. Что непонятно? Если вы пишете возмущения к возмутителям спокойствия, то хотя бы поинтересуйтесь — кто сорвал скатерть со стола и матерно начал орать на банкете!!!
avatar

drevniy

  • 31 октября 2015, 22:30
+
вот лично моё субъективное мнение уважаемые drevniy и 12345 мы читатели ваших статей очерков опусов и тд и мне до пизды ваши личные отношения которые не заладились еще в 2011-2012 г. в комментариях на сочивед.инфо просто как ни пост так он заканчивается срачем.Уважайте своего читателя, цените своего читателя
avatar

SmailOFF

  • 31 октября 2015, 18:34
+
А я вот Вас, уважаемый SmailOFF считаю вменяемым форумчанином. Неужели Вы не видите — что происходит!???
avatar

drevniy

  • 31 октября 2015, 21:49
+
мужики без обид но срач зае*****л… или посты сурово порозень или работа вместе… третего нет…
avatar

SmailOFF

  • 31 октября 2015, 22:46
+
Так и я о том же — не кой хрен лезть и гадить в чужих топиках. Что непонятно? Неужели невозможно понять ситуацию. Один сеет, другой серет — а обвиняют обоих!!!
avatar

drevniy

  • 31 октября 2015, 23:04
+
Особенно заинтересовал обряд похорон, хотя все прекрасно знают что с 12 века была кремация у местных народов, но все равно интересный рассказ про дупло в дереве.
avatar

efim

  • 31 октября 2015, 19:12
+
Такой рассказ поэтичный с потрохами.
avatar

efim

  • 31 октября 2015, 19:12
+
Но признайте что лучше читать про дупло в дереве чем срач между двумя людьми!
avatar

VolK

  • 31 октября 2015, 19:30
+
Это факт, но и преувиличивать значение Сочи не надо, так пара аулов с мазанками в горах и маленький торговый путь мимо никаких огромных скифских курганов с царями, никаких Александров Македонских или Атил.-просто Сочи, где жили горцы и жили за счет рабовладения и этим торговали.
avatar

efim

  • 31 октября 2015, 19:43
+
А про золотые чаши и поминания святых-это наверное с Ветхого завета писатель выдрал контекст, хотя они и не были христианами эти убыхи, но все равно-так поэтично.
avatar

efim

  • 31 октября 2015, 19:46
+
«Похоже Владимир Вы чего-то выпили? Или пора головушку проверить у докторов… „
А теперь, недоумок, придётся тебя в очередной раз мордой о стол повозить!
avatar

rem-sochi

  • 31 октября 2015, 20:05
+
Видимо то, что вы не понимаете суть происходящего, и наталкивает на такие ошибочные ассоциации. Всё гораздо сложнее. Посмотрите на топик Костиникова — разве я вмешиваюсь туда, я там кого-то оскорбляю. Налицо настойчивое вытравливание моей информации и моего присутствия.
Ну, раз так это понимает читатель — значит вам нужна монополия. Читайте впредь только 12345.
avatar

drevniy

  • 01 ноября 2015, 09:27
+
+1
drevniy
со стороны это выглядит так, ваши диалоги перешли в плоскость свары, что недостойно для обоих.Пишите и не обращайте внимания-истина дороже!
avatar

rem-sochi

  • 01 ноября 2015, 09:33
+
Увы, это свинство творится с вашего молчаливого согласия. Накрываешь банкет, фуршет — всё вкусно и интересно. В разгар мероприятия приходит 12345 и начинает бить посуду и срывать шторы с карнизами.
Выводы посетителей — ну у вас и бардак. Оба вы — и хозяин и дебошир дураки.
Вот на это и расчитывает Костиников когда несёт свои обвинения, утверждая, что убыхи пришли в Сочи в середине 19-го века!!!
avatar

drevniy

  • 01 ноября 2015, 10:27
+
)))да ладно вам...
Оба вы — и хозяин и дебошир дураки.
Первый признак высокого ума есть снисходительность.
В разгар мероприятия приходит 12345 и начинает бить посуду и срывать шторы с карнизами.
avatar

rem-sochi

  • 01 ноября 2015, 10:34
+
Когда здесь жили греки и цебельдинцы до 7 века, то убыхами здесь и не пахло, были и сарматы и гениохи и многие другие, это и Воронов об этом пишет, а убыхи -более поздний народ я с 12345 с этим согласен.Тут горцев много было разный и по карте тут аулов очень мало, практически с десяток наберется.Так что обожествлять народ убыхов и укоренять его здесь смысла нет.Были убыхи и нет их, много кого было, только кучки камней от них остались.И кто там был-гадать не стоит, может Вася там 19 года, которого белые или красные кокнули или Петя с 1 кавказской., поди сейчас разбери.
avatar

efim

  • 01 ноября 2015, 13:30
+
И крепости в 10 веке Боспорские не убыхи строили и защищали они от горцев, которые с перевалов приходили, с Северного Кавказа.А местные аборигены-это так после тут осели.
avatar

efim

  • 01 ноября 2015, 13:37
+
А писатели на то и писатели художественных произведений, где налили воды полный край и рассказывали про несметные богатства виноградарей, охотников за рабами и пастухов баранов.
avatar

efim

  • 01 ноября 2015, 13:38
+
Причем эти горцы из поколения в поколение не меняются, где бы что спереть, что плохо лежит или кого обуть или грабануть., это у них генетическое.
avatar

efim

  • 01 ноября 2015, 13:47
+
и укоренять его здесь смысла нет.
У Ворошилова в книге «История убыхов» упоминаются некие протохатты Малой Азии, и что их богом был Уашхва. А ведь Уашхва ещё в 19 веке был богом громовержцем и у убых. А ведь протохатты очень древний народ они стали исчезать 4 тысячи лет назад. Скорее всего убыхи и есть те же протохатты и гениохи в одном лице, чудом благодаря ущельям и труднодоступной местности дотянувшие до 19 века.
avatar

vallahar

  • 12 декабря 2015, 23:39
+
kavpolit.com/.../ubyhi_voinstvennoe_i_predpriimchivoe_plemja-10022/
avatar

VolK

  • 31 октября 2015, 20:29
+
Мог не мог их нет, а эти калированные с местным населением, мало ли кто на ком женился и там крови 5 процентов-это не убыхи.
avatar

efim

  • 31 октября 2015, 22:52
+
У нас многие у кого прадедушка армянин считают себя армянином при 5 процентах крови армянской, ну и пусть считают, но это не повод в общество Севан вступать.
avatar

efim

  • 31 октября 2015, 22:54
+
У нас уже была Шепсугская автономная республика и конфедерация горских народов.
avatar

efim

  • 31 октября 2015, 22:59
+
Керамика на фото привозная, местная керамика разваливается как пластилин и имеет пористую структуру, так что об изготовлении пифосов на малярийном побережье Сочи речи не идет, ее изготавливали по историческим документам но только с 3-4 века и не в этой дыре на тот момент Сочи курортом не был, местная керамика была 1 см толщиной и более, тем более пифосы это огромные сосуды с широким горлом для вина на 50 литров и более.Кстати Диоген в пифосе жил., а не в бочке.
avatar

efim

  • 01 ноября 2015, 00:59
+
интересная статья, если не читать некоторые комментарии, да как и многое на привете!
avatar

ugadai

  • 27 января 2017, 09:42

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.