"Морской охотник" в Адлере. 1954 год
Ничем не примечательная фотография отдыхающих в Адлере у причала, но за их спинами виднеется большая интересная история.

В апреле 1942 года замнаркома ВМФ Л.М. Галлер(ссылка на незапрещённую Вики) обратился к руководству Наркомсудпрома с предложением перейти от строительства пяти различных типов торпедных и сторожевых катеров к строительству одного типа в унифицированном деревянном или металлическом корпусе. Новому проекту присваивалось обозначение П-26, главным конструктором был назначен Леонид Львович Ермаш (а про него Вики не знает. Скоро свою напишем!).

За основу Л.Л. Ермаш взял теоретический чертеж хорошо уже отработанного торпедного катера Д-3. Моторная установка при этом смещалась на четыре шпации в корму. Первоначально планировались к установке двигатели ГАМ-34БС, но вскоре поступило указание переработать фундаменты под ленд-лизовские «Паккарды» по 1200 л.с. Кроме этого для экономического хода и режима поиска подлодок на катере планировались к установке два автомобильных мотора (первоначально — ГАЗ-11, после 1945 года — «Оско-Форд» по 85 л.с.).

В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончил разработку технического проекта 200. Новые катера получили обозначение ТМ-200 и ОМ-200 — для металлических торпедного катера и охотника, и ТД-200 и ОД-200 — для торпедного катера и охотника в деревянном корпусе.

Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок. Большинство механизмов размещалось ниже ватерлинии, что повышало живучесть катера и не раз спасало экипажи от верной гибели, а «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера и обеспечивал внезапность и скрытность действий, особенно ночью.
С октября 1942 по декабрь 1945 в общей сложности было построено более 80 таких охотников, которые достаточно успешно участвовали в боях во время Великой Отечественной войны.
Малые охотники типа ОД-200бис были модернизированы в 1948 году. Из-за установки на катерах ОД-200 бензиновых моторов «Паккард» они были весьма пожароопасными. В связи с этим, было проведено оснащение катеров дизельными двигателями М-50 отечественного производства. Кроме этого 37-мм автомат доукомплектовали броневым щитом для защиты расчёта от пуль и осколков.
Производство модернизированного ОД-200бис продолжалось и после войны.
И сейчас существует в компьютерных играх:

В апреле 1942 года замнаркома ВМФ Л.М. Галлер

За основу Л.Л. Ермаш взял теоретический чертеж хорошо уже отработанного торпедного катера Д-3. Моторная установка при этом смещалась на четыре шпации в корму. Первоначально планировались к установке двигатели ГАМ-34БС, но вскоре поступило указание переработать фундаменты под ленд-лизовские «Паккарды» по 1200 л.с. Кроме этого для экономического хода и режима поиска подлодок на катере планировались к установке два автомобильных мотора (первоначально — ГАЗ-11, после 1945 года — «Оско-Форд» по 85 л.с.).

В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончил разработку технического проекта 200. Новые катера получили обозначение ТМ-200 и ОМ-200 — для металлических торпедного катера и охотника, и ТД-200 и ОД-200 — для торпедного катера и охотника в деревянном корпусе.

Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок. Большинство механизмов размещалось ниже ватерлинии, что повышало живучесть катера и не раз спасало экипажи от верной гибели, а «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера и обеспечивал внезапность и скрытность действий, особенно ночью.
С октября 1942 по декабрь 1945 в общей сложности было построено более 80 таких охотников, которые достаточно успешно участвовали в боях во время Великой Отечественной войны.
Малые охотники типа ОД-200бис были модернизированы в 1948 году. Из-за установки на катерах ОД-200 бензиновых моторов «Паккард» они были весьма пожароопасными. В связи с этим, было проведено оснащение катеров дизельными двигателями М-50 отечественного производства. Кроме этого 37-мм автомат доукомплектовали броневым щитом для защиты расчёта от пуль и осколков.
Производство модернизированного ОД-200бис продолжалось и после войны.
И сейчас существует в компьютерных играх:

Комментарии (14)
RSS свернуть / развернутьsvinstvunet
Удолил.
bescker
Войну отец закончил в Румынии в 1945 году, при штурме Констанцы. Получил тяжелое ранение в руку и был отправлен в госпиталь, ныне санаторий «Золотой колос». И я сразу вспомнил о необходимости бронезащиты пулеметчиков, о чем вы написали в топике. А тогда пулеметчики стояли за пулеметом, беззащитные со всех сторон. Судьба, но это спасло жизнь моему отцу. Он умер в 2004 году в возрасте 80 лет. И я жду парада «Бессмертного полка», чтобы снова пронести в его строю фотографию отца по городу.
Небольшое, но важное техническое дополнение. У этих катеров была очень большая скорость, благодаря специальной форме подводной части корпуса. Называлась это выйти на «редан». На полном ходу, благодаря большой мощности мотора и легкого деревянного корпуса почти половина подводной части поднималась над водой и скорость увеличивалась в разы. Благодаря хорошей маневренности и скорости они были грозным оружием в войне.
Я тоже купил в свое время эту игрушку, очень картинка на диске понравилась. Напоминает и сейчас отца в бою. А сама игрушка то еще «чудо», подтверждаю. И мне бы не хотелось, чтобы отличный топик уважаемого besker в эти святые для старшего поколения дни, свелся к простой разборке не очень удачной игры. Еще раз спасибо автору и хороших всем праздников.
Skipper
С праздником!
bescker
nuport
bescker
svinstvunet
Kusuko
Lowsta
Так что вы очень неудачно пошутили Lowsta над этими женщинами, и их тяжелой судьбой и маленькими радостями, что выпадали им. Было бы хорошо, если бы вы извинились за свой коммент, если вы порядочный человек и что то поняли. Все мы ошибаемся. Если нет, Бог вам судья. А уважаемому администратору сайта стоило бы убрать этот комментарий.
Skipper
Lowsta
Skipper
В 70 лет тёлками для меня были 30-летние женщины, не с коровами же спать… ;)
Вам так за них обидно как будто знаете этих женщин и фотографа, окститесь уже!
Lowsta
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.